Пояснительная записка
Терапевтическая
стоматология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания
об этиологии и патогенезе заболеваний зубов, тканей периодонта и слизистой
оболочки рта, их диагностике, лечении и профилактике.
Стоматологическая
помощь является самой массовой, востребованной в инфраструктуре
медико-социальной помощи, оказываемой в Республике Беларусь. Необходимым
условием стоматологической помощи является ее качество, которое зависит не
только от внедрения современных технологий, но и от высокого уровня подготовки
студентов их профессиональной компетентности как будущих врачей.
Основная
стоматологическая помощь населению РБ оказывается врачами
стоматологами-терапевтами. Поэтому изучение дисциплины «Терапевтическая
стоматология» позволяет овладеть знаниями о механизмах развития
стоматологических заболеваний, методах их профилактики и терапевтического
лечения, что является необходимым условием для успешного усвоения смежных
стоматологических дисциплин. Терапевтическая стоматология является основой для
подготовки высококвалифицированных врачей-стоматологов. Представленный
учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Терапевтическая стоматология»
включает современные научные данные по кариесологии, эндодонтии,
периодонтологии, заболеваний слизистой полости рта, профилактике
стоматологических заболеваний.
Цель
изучения дисциплины «Терапевтическая стоматология» - формирование у студентов
клинического мышления и приобретение ими научных знаний об этиологии,
патогенезе, диагностике, лечении и профилактике заболеваний зубов, тканей
периодонта и слизистой оболочки рта для оказания стоматологической помощи, соответствующей
стандартам качества.
Задачи
освоения УМК «Терапевтическая стоматология» - это приобретение у студентов
академической компетентности, основу которой составляют:
- изучение принципов профилактики и
устранения факторов риска стоматологических заболеваний, приводящих к нарушению
здоровья, эстетики, функции зубов, периодонта, слизистой полости рта;
- формирование у студентов философии
здоровья полости рта, основанной на соблюдении повседневных мероприятий по
уходу за полостью рта;
- формирование и совершенствование у
студентов навыков по составлению индивидуального плана лечения, диагностики и
профилактики стоматологических заболеваний;
- формирование и совершенствование
мануальных навыков по методам обследования, диагностики и оформлению медицинской
документации.
- получение и анализ знаний студентов
о тканях периодонта, основных принципах профилактики и лечения заболеваний
периодонта и поддержание периодонтального здоровья;
- формирование и совершенствование
мануальных навыков по проведению реставрационной терапии;
- освоение основных принципов
эндодонтического лечения;
- интегрирование эндодонтического
лечения с другими разделами плана лечения пациента (периодонтология, ортопедия,
хирургия и т.д.);
- формирование и совершенствование
знаний студентов по диагностике неотложных состояний и оказанию комплексной
стоматологической помощи.
Задачи
преподавания УМК «Терапевтическая стоматология» для студентов 3-5 курсов
стоматологического факультета и студентов ФПИГ состоит в формировании
социально-личностной и профессиональной компетенции при обучении,
способствующих формированию клинического мышления при соблюдении норм
медицинской этики и деонтологии.
Межпредметные
связи осуществляются при изучении следующих дисциплин: общая химия,
биоорганическая химия, медицинская и биологическая физика, медицинская биология
и общая генетика, биологическая химия, анатомия человека, цитология,
гистология, эмбриология, общая стоматология, нормальная физиология,
микробиология, вирусология, иммунология, общая гигиена, патанатомия,
патфизиология, фармакология, внутренние болезни, хирургические болезни,
ортопедическая стоматология, стоматология детского возраста и профилактика
стоматологических заболеваний, челюстно-лицевая хирургия и хирургическая
стоматология, лучевая диагностика и лучевая терапия, оториноларингология,
дерматовенерология, общественное здоровье и здравоохранение, коммунальная
стоматология.
Структура
содержания УМК дисциплины «Терапевтическая стоматология» состоит из следующих
разделов:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Нормативные
документы дисциплины (календарно-тематический план дисциплины, программа
учебной дисциплины «Терапевтическая стоматология»
(типовая, учебная) включающая 8 разделов: I. Введение в клинику терапевтической
стоматологии; II. Диагностика и планирование лечения; III. Профилактика; IV. Кариесология; V. Нарушение развития и другие
заболевания твердых тканей зубов; VI. Болезни пульпы и периапикальных
тканей. Эндодонтия; VII. Заболевания слизистой оболочки рта.
В раздел «нормативные документы»
входят расписание лекций, практических занятий, дисциплин по выбору, графики
отработок, консультаций, нормативы практической деятельности студентов 3-5
курсов стоматологического факультета.
4. Методические
материалы и рекомендации для преподавателей и студентов по выполнению
практических занятий, по контролируемой самостоятельной работе для 5-10
семестров.
5. Учебные
пособия, изданные на кафедре, а также перечень основной и дополнительной
литературы.
6. Учебно-тематический
план практических занятий, лекций для студентов 3-5 курсов.
7. Перечень
выносимых на курсовые экзамены для 3.4 курсов (VI, VII семестры) и госэкзамен для 5 курса
теоретические вопросы и вопросы при сдаче практических навыков.
8. Программное
и методическое обеспечение летней производственной практики по «Терапевтической
стоматологии» после VI семестра обучения.
9. Программу
государственного экзамена по дисциплине «Терапевтической стоматологии».
10. Материалы
для самоконтроля и контроля знаний студентов.
11. Наглядные
пособия, плакаты, таблицы.
12. Положение
о рейтинговой оценке знаний студентов.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ СТУДЕНТА ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ».
Знания:
1. Международная терминология и
классификация стоматологических заболеваний.
2. Международные критерии качества
оказания стоматологической помощи населению.
3. Методы индивидуальной, групповой
и массовой профилактики основных стоматологических заболеваний, рекомендованные
ВОЗ.
4. Современные, принятые в мире,
методы диагностики и лечения основных стоматологических заболеваний, методы
предупреждения осложнений в работе.
5. Эргономика в стоматологии.
6. Новые анестетики и лекарственные
препараты в стоматологии. Возможные осложнения, методы профилактики.
7. Новые пломбировочные материалы,
показания к применению, методики реставрации.
8. Современные методы
диагностики и лечения в эндодонтии.
9. Современные методы диагностики
и лечения в периодонтологии.
10. Тактику стоматолога при
выявлении заболеваний слизистой оболочки рта.
11. Методы и средства профилактики инфекции на стоматологическом приеме.
12. Деонтологию и право в
стоматологии.
13. Основные положения
коммунальной стоматологии.
14. Современные виды
клинических, лабораторных и специальных методов обследования пациента.
15. Классификацию современных
местных анестетиков.
16. Показания и
противопоказания для проведения местной анестезии, технику выполнения различных
методов местной анестезии.
17. Профилактику и лечение
местных и общих осложнений местной анестезии.
18. Показания и подготовку пациента к проведению оперативного вмешательства
по поводу болезней периодонта.
19. Объем оказания первой
врачебной помощи при травме челюстно-лицевой области.
20. Принципы подготовки к
ортопедическому лечению.
Умения и навыки:
1. Применять индексы и
международные диагностические критерии для оценки стоматологического статуса.
2. Провести обследование, поставить
диагноз, составить план лечения, вести документацию.
3. Обучить пациента эффективной
чистке зубов, с использованием международных критериев контроля, овладеть
новыми технологиями при проведении профессиональной гигиены.
4. Проводить безболезненно любые
стоматологические вмешательства, владеть выбором анестетика по показаниям и
способами его введения.
5. Эффективно работать с
пломбировочными материалами различных групп.
6. Освоить новые технологии в
лечении осложнений кариеса (пульпита и апикального периодонтита).
7. Освоить новые технологии в
лечении и профилактике болезней периодонта.
8. Проводить профилактику
заболеваний слизистой оболочки рта, оказывать необходимую помощь.
9. Работать в эргономических
условиях.
10. Выполнять
лечебно-профилактические мероприятия согласно международным стандартам
качества, с соблюдением эргономических условий и использованием помощи
ассистента.
11. Компетентно оценивать качество
лечебно-профилактических процедур.
12. Рационально использовать
возможности современных стоматологических установок с соблюдением требований
техники безопасности и исключением порчи оборудования из-за неправильной
эксплуатации.
13. Компетентно применять новые
стоматологические инструменты и материалы.
14. Оказывать неотложную помощь
при возможных осложнениях в работе.
15. Применять на практике
знания по коммунальной стоматологии.
16. Анализировать данные
рентгенологического исследования зубочелюстной системы.