ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Терапевтическая стоматология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об этиологии и патогенезе заболеваний зубов, тканей периодонта и слизистой оболочки рта, их диагностике, лечении и профилактике.

        Стоматологическая помощь является самой массовой, востребованной в инфраструктуре медико-социальной помощи, оказываемой в Республике Беларусь. Необходимым условием стоматологической помощи является ее качество, которое зависит не только от внедрения современных технологий, но и от высокого уровня подготовки студентов их профессиональной компетентности как будущих врачей.

        Основная стоматологическая помощь населению РБ оказывается врачами стоматологами-терапевтами. Поэтому изучение дисциплины «Терапевтическая стоматология» позволяет овладеть знаниями о механизмах развития стоматологических заболеваний, методах их профилактики и терапевтического лечения, что является необходимым условием для успешного усвоения смежных стоматологических дисциплин. Терапевтическая стоматология является основой для подготовки высококвалифицированных врачей-стоматологов. Представленный учебно-методический комплекс (УМК)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      по дисциплине «Терапевтическая стоматология» включает современные научные данные по кариесологии, эндодонтии, периодонтологии, заболеваний слизистой полости рта, профилактике стоматологических заболеваний.

        Цель изучения дисциплины «Терапевтическая стоматология» - формирование у студентов клинического мышления и приобретение ими научных знаний об этиологии, патогенезе, диагностике, лечении и профилактике заболеваний зубов, тканей периодонта и слизистой оболочки рта для оказания стоматологической помощи, соответствующей стандартам качества.

        Задачи освоения УМК «Терапевтическая стоматология» - это приобретение у студентов академической компетентности, основу которой составляют:

- изучение принципов профилактики и устранения факторов риска стоматологических заболеваний, приводящих к нарушению здоровья, эстетики, функции зубов, периодонта, слизистой полости рта;

- формирование у студентов философии здоровья полости рта, основанной на соблюдении повседневных мероприятий по уходу за полостью рта;

- формирование и совершенствование у студентов навыков по составлению индивидуального плана лечения, диагностики и профилактики стоматологических заболеваний;

- формирование и совершенствование мануальных навыков по методам обследования, диагностики и оформлению медицинской документации.

- получение и анализ знаний студентов о тканях периодонта, основных принципах профилактики и лечения заболеваний периодонта и поддержание периодонтального здоровья;

- формирование и совершенствование мануальных навыков по проведению реставрационной терапии;

- освоение основных принципов эндодонтического лечения;

- интегрирование эндодонтического лечения с другими разделами плана лечения пациента (периодонтология, ортопедия, хирургия и т.д.);

- формирование и совершенствование знаний студентов по диагностике неотложных состояний и оказанию комплексной стоматологической помощи.

        Задачи преподавания УМК «Терапевтическая стоматология» для студентов 3-5 курсов стоматологического факультета и студентов ФПИГ состоит в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции при обучении, способствующих формированию клинического мышления при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии.

        Межпредметные связи осуществляются при изучении следующих дисциплин: общая химия, биоорганическая химия, медицинская и биологическая физика, медицинская биология и общая генетика, биологическая химия, анатомия человека, цитология, гистология, эмбриология, общая стоматология, нормальная физиология, микробиология, вирусология, иммунология, общая гигиена, патанатомия, патфизиология, фармакология, внутренние болезни, хирургические болезни, ортопедическая стоматология, стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний, челюстно-лицевая хирургия и хирургическая стоматология, лучевая диагностика и лучевая терапия, оториноларингология, дерматовенерология, общественное здоровье и здравоохранение, коммунальная стоматология.

        Структура содержания УМК дисциплины «Терапевтическая стоматология» состоит из следующих разделов:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Нормативные документы дисциплины (календарно-тематический план дисциплины, программа учебной дисциплины «Терапевтическая стоматология»

(типовая, учебная) включающая 8 разделов: I. Введение в клинику терапевтической стоматологии; II. Диагностика и планирование лечения; III. Профилактика; IV. Кариесология; V. Нарушение развития и другие заболевания твердых тканей зубов; VI. Болезни пульпы и периапикальных тканей. Эндодонтия; VII. Заболевания слизистой оболочки рта.

        В раздел «нормативные документы» входят расписание лекций, практических занятий, дисциплин по выбору, графики отработок, консультаций, нормативы практической деятельности студентов 3-5 курсов стоматологического факультета.

4. Методические материалы и рекомендации для преподавателей и студентов по выполнению практических занятий, по контролируемой самостоятельной работе для 5-10 семестров.

5. Учебные пособия, изданные на кафедре, а также перечень основной и дополнительной литературы.

6. Учебно-тематический план практических занятий, лекций для студентов 3-5 курсов.

7. Перечень выносимых на курсовые экзамены для 3.4 курсов (VI, VII семестры) и госэкзамен для 5 курса теоретические вопросы и вопросы при сдаче практических навыков.

8. Программное и методическое обеспечение летней производственной практики по «Терапевтической стоматологии» после VI семестра обучения.

9. Программу государственного экзамена по дисциплине «Терапевтической стоматологии».

10. Материалы для самоконтроля и контроля знаний студентов.

11. Наглядные пособия, плакаты, таблицы.

12. Положение о рейтинговой  оценке знаний студентов.



ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ СТУДЕНТА ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ».

Знания:

1. Международная терминология и классификация стоматологических заболе­ваний.

2. Международные критерии качества оказания стоматологической помощи населению.

3. Методы индивидуальной, групповой и массовой профилактики основных стоматологических заболеваний, рекомендованные ВОЗ.

4. Современные, принятые в мире, методы диагностики и лечения основных стоматологических заболеваний, методы предупреждения осложнений в рабо­те.

5. Эргономика в стоматологии.

6. Новые анестетики и лекарственные препараты в стоматологии. Возможные осложнения, методы профилактики.

7. Новые пломбировочные материалы, показания к применению, методики ре­ставрации.

8.      Современные методы диагностики и лечения в эндодонтии.

9. Современные методы диагностики и лечения в периодонтологии.

10.    Тактику стоматолога при выявлении заболеваний слизистой оболочки рта.

11. Методы и средства профилактики инфекции на стоматологическом приеме.

12.    Деонтологию и право в стоматологии.

13.    Основные положения коммунальной стоматологии.

14.    Современные виды клинических, лабораторных и специальных методов об­следования пациента.

15.    Классификацию современных местных анестетиков.

16.    Показания и противопоказания для проведения местной анестезии, технику выполнения различных методов местной анестезии.

17.    Профилактику и лечение местных и общих осложнений местной анестезии.

18. Показания и подготовку пациента к проведению оперативного вмешатель­ства по поводу болезней периодонта.

19.    Объем оказания первой врачебной помощи при травме челюстно-лицевой области.

20.    Принципы подготовки к ортопедическому лечению.

Умения и навыки:

1. Применять индексы и международные диагностические критерии для оценки стоматологического статуса.

2. Провести обследование, поставить диагноз, составить план лечения, вести документацию.

3. Обучить пациента эффективной чистке зубов, с использованием международных критериев контроля, овладеть новыми технологиями при проведении профессиональной гигиены.

4. Проводить безболезненно любые стоматологические вмешательства, владеть выбором анестетика по показаниям и способами его введения.

5. Эффективно работать с пломбировочными материалами различных групп.

6. Освоить новые технологии в лечении осложнений кариеса (пульпита и апикального периодонтита).

7. Освоить новые технологии в лечении и профилактике болезней периодонта.

8. Проводить профилактику заболеваний слизистой оболочки рта, оказывать необходимую помощь.

9. Работать в эргономических условиях.

10.    Выполнять лечебно-профилактические мероприятия согласно международ­ным стандартам качества, с соблюдением эргономических условий и ис­пользованием помощи ассистента.

11.    Компетентно оценивать качество лечебно-профилактических процедур.

12. Рационально использовать возможности современных стоматологических установок с соблюдением требований техники безопасности и исключением порчи оборудования из-за неправильной эксплуатации.

13.    Компетентно применять новые стоматологические инструменты и материа­лы.

14.    Оказывать неотложную помощь при возможных осложнениях в работе.

15.    Применять на практике знания по коммунальной стоматологии.

16. Анализировать данные рентгенологического исследования зубочелюстной системы.
Last modified: Monday, 19 January 2015, 10:26 PM