Учреждение образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»

 

УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,

А.Н. Чуканов

«17» мая 2023 г.

Регистрационный № УД-537/уч.

 

 

 

ФИЛОСОФИЯ

Учебная программа учреждения образования

по учебной дисциплине для специальностей:

7-07-0911-01 «Лечебное дело»;

7-07-0911-03 «Стоматология»;

7-07-0911-06 «Педиатрия»;

7-07-0912-01 «Фармация»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023

Учебная программа учреждения образования по учебной дисциплине «Философия» составлена на основе примерных учебных планов по специальностям: 7-07-0911-01 «Лечебное дело» (регистрационный № 7-07-09-001/пр.), 7-07-0911-03 «Стоматология» (регистрационный № 7-07-09-003/пр.), утвержденных первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 02.12.2022, первым заместителем Министра здравоохранения Республики Беларусь 21.11.2022, 7-07-0911-06 «Педиатрия» (регистрационный № 7-07-09-006/пр.), утвержденного первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 20.12.2022, первым заместителем Министра здравоохранения Республики Беларусь 29.11.2022, 7-07-0912-01 «Фармация» (регистрационный № 7-07-09-007/пр.), утвержденного первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 30.01.2023, первым заместителем Министра здравоохранения Республики Беларусь 17.01.2023; типовой учебной программы по учебной дисциплине «Философия» (регистрационный № ТД-СГ.036/тип.), утвержденной Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 29.04.2022

 

 

СОСТАВИТЕЛИ:

С.П.Кулик, заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кандидат философских наук, доцент;

Н.У.Тиханович, доцент кафедры социально-гуманитарных наук учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кандидат философских наук, доцент

 

 

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой социально-гуманитарных наук учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» (протокол № 18 от 20.04.2023);

Научно-методическим советом учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» (протокол № 10 от 17.05.2023)

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Изучение философии ориентировано на освоение студентами основ мировой и отечественной мировоззренческой мысли, формирование у них творческого отношения к обществоведческому наследию, развитие самостоятельного продуктивного мышления. В этой связи особое значение имеет изучение динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, философское осмысление современных социальных реалий, взаимосвязи всех сторон жизни общества и человека.

Философия разрабатывает общую теоретическую картину взаимосвязи человека и мира, раскрывает глубинные основания культуры. В этой связи особой задачей является изучение динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, взаимосвязи его эволюции с логикой развития духовной культуры человечества, философским осмыслением современных социальных реалий.

Философия как учебная дисциплина занимает особое место в системе социально-гуманитарного образования, являясь его концептуальной основой. Во взаимосвязи с другими социально-гуманитарными дисциплинами она вносит весомый вклад в развитие мировоззрения будущего специалиста, способствует становлению его активной гражданской позиции, помогает ему адекватно оценивать особенности и процессы развития современного общества. Философия выполняет роль стратегического ориентира в формировании мировоззрения и духовной культуры личности. Это проявляется в следующем:

философское знание задает человеку интегральное видение мира, ее освоение помогает овладеть системным мышлением, преодолеть фрагментарность профессионального сознания;

философия рассматривает мир через призму подлинно человеческого отношения к нему, закладывает основы гуманистического миропонимания;

философия способствует самоопределению человека в мире, конструктивному решению наиболее важных смысложизненных вопросов, выработке эффективной жизненной стратегии;

философия по своей природе всегда инновационна и критична: с одной стороны, она дисциплинирует мышление человека, с другой, – придает ему дополнительные «степени свободы», помогает организовать интеллектуальный творческий поиск.

Основными целями преподавания учебной дисциплины «Философия» являются формирование у студента:

современного мировоззрения и интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеях и принципах деятельности;

основ мировой и отечественной философской культуры;

креативного и критического мышления в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности;

современного стиля научно-практического и рационально-ориентированного мышления;

умения четко формулировать свою социально-политическую и смысложизненную позицию и философски обосновывать их.

Общие требования к формированию универсальных компетенций определяются следующими принципами:

гуманизации, как приоритетным принципом образования, обеспечивающим личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию обучающегося;

фундаментализации, способствующим ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;

компетентностного подхода, определяющим систему требований к организации образовательного процесса, направленных на повышение роли самостоятельной работы обучающихся по разрешению проблемных ситуаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, и формирование у обучающихся способности действовать в изменяющихся жизненных обстоятельствах;

социально-личностной подготовки, обеспечивающим формирование у обучающихся социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоционально- ценностных отношений и социально-творческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;

междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности обучающегося.

В соответствии с вышеуказанными принципами студент при освоении учебной программы по учебной дисциплине «Философия» должен приобрести следующие универсальные компетенции:

обладать современной культурой мышления, гуманистическим мировоззрением, аналитическим и инновационно-критическим стилем познавательной, социально-практической и коммуникативной деятельности;

использовать основы философских знаний в непосредственной профессиональной деятельности, самостоятельно усваивать философские знания и выстраивать на их основании мировоззренческую позицию;

быть способным работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

 

По завершении изучения учебной дисциплины «Философия» студент должен

знать:

основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;

ключевые идеи и категории философского анализа;

основные принципы философской концепции бытия;

фундаментальные компоненты философской теории человека;

основные ценности современной культуры;

социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности (в том числе профессиональной);

основные принципы, законы и механизмы познавательной деятельности, важнейшие философские методы научного исследования;

основные закономерности функционирования и развития общества, их особенности в современном мире;

смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения;

уметь:

формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего философского мировоззрения;

применять философские идеи и категории в анализе социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;

характеризовать ведущие идеи философской картины мира, транслировать и популяризировать их;

понимать и объяснять различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого существования;

осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности;

определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности;

применять идеи гносеологии и основные методологические регулятивы научного поиска в анализе социальных и профессиональных проблем;

формулировать и аргументировать свою идеологическую и социально-политическую позицию, определять роль своей общественной и профессиональной деятельности в функционировании и развитии основных сфер общества;

оценивать перспективы развития важнейших социальных проблем и возможности инновационной деятельности в сфере избранной профессии по их оптимальному решению;

владеть:

базовыми научно-теоретическими знаниями для решения теоретических и практических задач;

системным и сравнительным анализом;

исследовательскими навыками;

междисциплинарным подходом при решении проблем.

В рамках образовательного процесса по данной учебной дисциплине студент должен приобрести не только теоретические знания, практические умения и навыки по специальности, но и развить свой ценностно-личностный, духовный потенциал, сформировать качества патриота и гражданина, готового к активному участию в экономической, производственной, социально-культурной и общественной жизни страны.

Всего на изучение учебной дисциплины отводится:

дневная форма получения образования: 108 академических часов, из них 54 аудиторных (лекции – 26 часов, семинарские занятия – 28 часов) и 54 часа самостоятельной работы студентов;

заочная форма получения образования (для специальности «фармация»): 108 академических часов, из них аудиторных часов – 12 (6 часов лекций, 6 часов семинарских занятий) и 96 часов самостоятельной работы студентов.

Трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

Форма промежуточной аттестации для отечественных студентов всех специальностей – экзамен, для студентов ФПИГ −дифференцированный зачет.

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

1. Становление и развитие философии

1.1. Философия и мировоззрение

Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Знания, ценности и эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения.

Предмет философии и структура философского знания. Специфика философского мышления. Рефлексивность и критицизм как фундаментальные характеристики классической философии. Эвристичность и творческий характер философского мышления. Проблема метода в философии.

Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Функции философии в системе современной культуры.

Философия как способ самопознания человека. Образы философии в истории культуры. Философия как любомудрие. Философия как образ жизни. Философия как знание. Философия как понимание.

1.2. Генезис философского знания. Основные направления философии

Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Мифогенная и гносеогенная концепции происхождения философии.

Философия и миф: становление философии в культуре древних цивилизаций Востока. Специфика философской традиции древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания.

Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории. Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-прагматическая направленность. Основные философские школы древнего Китая: проблемное поле и категориальный аппарат.

Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции. Космоцентризм античного философского мышления. Проблема первоначала в философии досократиков. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии. Рационально- идеалистическая интерпретация космоса в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель). Проблема отношений человека и космоса в философии эпохи эллинизма (учения скептиков, эпикурейцев, стоиков и киников).

Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков. Исторические этапы развития средневековой философии и динамика ее проблемного поля. Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм). Принципы средневекового философского мышления: теоцентризм, супранатурализм, креационизм, символизм, принцип оппозиции духа и тела, провиденциализм и эсхатологизм.

Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм философской мысли Возрождения. Идея тождества микро- и макрокосма в философии неоплатоников. Органицистская модель природы в натурфилософии Ренессанса. Коперниканская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной. Социально-нравственные идеалы философской мысли Возрождения. Характерные черты философии Ренессанса и ее роль в развитии европейской философской традиции.

Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона и ее основные характеристики. Правила рационалистического метода Р. Декарта. Принципы гипотетико- дедуктивной методологии Г. Галилея. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения. Философия и идеология: проблема границ. Принцип суверенности разума и критика предрассудков. Идея «естественных прав» человека и концепции «общественного договора». Основные достижения материалистической философии XVIII в. Проблема свободы, прогресса и закономерностей истории в философской мысли немецких просветителей.

Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции. Особенности и достижения немецкой классической философии. Идея «гносеологической революции» и критическая философия И. Канта. Философские системы И. Г. Фихте и Ф. В. Шеллинга. Диалектическая философия Г. Гегеля.

Классика и постклассика: две эпохи в развитии европейской философии. Классическая традиция в европейской философии, ее типологическое единство и основные познавательные установки. Многообразие современной философской мысли и основные направления ее развития.

Философия иррационализма. Основные черты марксистской философии. Исторические формы позитивистской философии. Классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

Основные стратегии развития неклассической западной философии в ХХ веке. Социально-критическая стратегия в развитии философской мысли ХХ века. Экзистенциально-феноменологическая стратегия философского мышления. Аналитика человеческого существования как предмет исследования в философии экзистенциализма. Аналитическая стратегия развития философии. Аналитическая философия как интеллектуальное «движение»: специфика понимания смысла и назначения философии. Современная философия Запада на рубеже ХХ-ХХI вв. Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного познания. Методологические программы исследования языка и культуры в структурализме постструктурализме. Социокультурная ситуация на рубеже веков и философия постмодернизма.

 

1.3. Философская мысль Беларуси

Философия как форма осмысления национальных культурных традиций. Ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси. Основные направления развития и типологические характеристики русской философии. Основные этапы развития философской мысли Беларуси.

Просветительская деятельность Ефросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии в эпохи Ренессанса и Просвещения (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский и др.). Философская и общественно- политическая проблематика в литературном творчестве Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича. Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале ХХ века (А. Гарун, И. Абдиралович- Канчевский и др.). Становление и развитие марксистской философской традиции советского периода. Философия, культура и общественно- политическая жизнь Беларуси в современных условиях.

2. Философское осмысление проблем бытия

2.1. Онтология и философия природы

Онтология как философское учение о бытии. Место онтологии в структуре философского знания. Категориальный аппарат онтологии в его классической и постклассической интерпретациях. Кризис классической онтологии и современные экзистенциально-антропологические модели бытия.

Бытие, небытие, сущее как фундаментальные категории онтологии. Основные формы и диалектика бытия. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Бытие произведенных человеком вещей («второй природы»). Бытие человека в мире вещей: специфика человеческого бытия.

Системная организация бытия. Категории «система», «структура»,

«элемент». Понятие материи. Современная наука о строении материи. Основные структурные уровни организации материального бытия. Становление и развитие идеи о единстве бытия. Модели единства мира.

Пространственно-временная организация бытия. Реальное, концептуальное и перцептуальное пространство и время. Основные концепции пространства и времени в философии и науке: реляционная и субстанциальная концепции. Пространственно-временные отношения в неживой и живой природе. Качественное многообразие форм пространства- времени в неживой природе. Особенности биологического пространства- времени. Специфика социально-исторического пространства и времени.

Природа как предмет философского осмысления. Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы. Эволюция

представлений о природе в философии и науке. Природные предпосылки жизнедеятельности человека и общества. Природа как среда обитания человека. Естественная и искусственная среда обитания. Понятие биосферы и ноосферы. Биогеохимическая концепция биосферы В. И. Вернадского. Социально-экологическая стратегия природопользования Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации (Н. В. Тимофеев-Ресовский, Н. Н. Моисеев). Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа» и сценарии возможного будущего.

2.2. Философское осмысление проблемы развития. Диалектика и синергетика

Бытие и время. Динамическая организация бытия. Движение и развитие как атрибуты бытия. Проблема прогресса. Основные модели развития. Развитие и детерминизм.

Развитие эволюционных представлений в ествествознании и социальных науках. Концепция глобального эволюционизма как новый образ динамической организации Универсума.

Понимание диалектики в истории философии: онтологический, гносеологический и логический аспекты диалектики. Идея динамизма бытия в различных формах диалектической философии.

Диалектика как философская теория развития. Принципы, законы и категории диалектики. Исторические формы диалектики. Современные дискуссии о значении диалектики. Особенности социальной диалектики.

Диалектика и синергетика. Синергетика как новое видение организации бытия. Основные принципы синергетики и ее роль в постижении бытия. Роль синергетики в осмыслении процессов развития бытия.

3. Философская антропология

3.1. Проблема человека в философии и науке

Учение о человеке в структуре философского знания. Антропологическая триада: тело, душа, дух. Основные стратегии осмысления природы человека в классической философии. Натурализаторская интерпретация человека как природного существа. Разум как сущностная характеристика человека в рационалистических версиях философии. Философско-религиозная концепция человека и духовно-нравственные основания личности. Социологизаторская стратегия осмысления природы человека и марксистская концепция личности как совокупности общественных отношений.

Антропологический поворот в философии и постклассические версии учений о человеке. Экзистенциально-персоналистские концепции человека. Психоаналитическая интерпретация человеческого существования.

Проблема антропогенеза и антропосоциогенеза в философии и науке. Креационизм и эволюционизм как базовые версии антропогенеза. Философские концепции антропосоциогенеза: трудовая, игровая, психоаналитическая, семиотическая.

Феномен биосоциальной природы человека в современной философии и науке. Проблема соотношения биологического и социального в развитии человека.

Социокультурные модусы человеческого бытия. Понятие социализации, ее функции и институты. Деятельность как сущностная характеристика человека. Понятие и структура деятельности. Феномен коммуникации, ее в становлении и развитии личности. Типы коммуникации и их философское осмысление.

Экзистенциальные характеристики личности. Сущность и существование. Проблема свободы в философии. Проблема смысла жизни. Феномен смерти и бессмертия в философии и культуре.

3.2. Сознание человека как предмет философского анализа. Проблема искусственного интеллекта

Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии. Философские модели сознания в классической и постклассической традициях. Дилемма субстанциализма и функционализма в философских учениях о сознании. Экзистенциально-феноменологическая стратегия исследования сознания в постклассической философии.

Проблема генезиса сознания. Эволюционная парадигма в философии сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Сознание и психика животных. Культурогенез сознания.

Сознание и мозг. Сущность психофизиологической проблемы.

Феномен мысленного эксперимента в проблематике сознания.

Структура сознания. Сознание и бессознательное. Психоанализ о структуре сознания. Знания, эмоции, память, воля, воображение как компоненты сознания. Чувственно-эмоциональный, интуитивно-волевой и рационально-дискурсивный уровни сознания.

Сознание и самосознание. Сознание и язык. Индивидуальное и общественное сознание.

Искусственный интеллект как философская проблема. Основные подходы к исследованию искусственного интеллекта в философии и науке. Тест Тьюринга. Феномен квалиа и проблема соотношения сознания и искусственного интеллекта. Морально-этические проблемы в развитии искусственного интеллекта. Феномен «моральной машины». Идеи постгуманизма в современной философии.

4. Теория познания и философия науки

4.1. Многообразие форм познания и проблема истины в философии

Специфика познавательного отношения человека. Познание и знание как предмет гносеологии и эпистемологии. Проблема субъекта и объекта познания. Интерпретации познания как субъект-объектного и субъект- субъектного отношения. Познание как деятельность. Роль практики в познании. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Взаимосвязь чувственного и рационального познания. Рассудок и разум. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Знание и вера.

Познание как постижение истины. Проблема истины в античной философии. Гносеологический релятивизм софистов, связь истины и добродетели, классическая концепция истины Аристотеля. Концепция двух истин в Средневековье. Проблема истины в философии марксизма. Научная истина и ее критерии. Концепции истины в современной философии (когерентная, прагматическая, конвенциональная). Истина и ценность.

4.2. Наука и ее социокультурный статус

Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт. Специфика научной деятельности, субъекта, средств и методов, объекта научного познания. Уровни организации научного исследования: эмпирический и теоретический. Особенности научного знания, критерии научности, основные формы научного знания (факт и теория). Институционализация науки, малая и большая наука.

Наука в ее историческом развитии. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Особенности научно-технической революции в ХХ в. Функции науки в индустриальном, постиндустриальном и информационном обществе. Сциентизм и антисциентизм.

Научное и вненаучное знание. Феномен лженаучного и паранаучного знания в современном обществе. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности. Гуманитарные параметры современной науки.

4.3.Философия в профессиональной деятельности специалиста

Взаимосвязь философии и медицины. Проблема философского мышления в медицине. Специфика медицинского научного познания. Особенности объекта и предмета медицины. Своеобразие субъект-объектных отношений в медицинском познании. Особенности метода и познавательных средств в медицинском познании.

Становление и развитие научной рациональности в медицине. Дофилософские картины мира и становление медицинского знания (прамедицина). Античная философская рациональность и медицина как «сестра философии». Символичность средневекового мышления и медицина. Возникновение дисциплинарного естествознания и особенности развития медицинского знания. Философские аспекты развития медицинского научного познания в период неклассической науки конца 19 – первой половины 20 века. Медицина и постнеклассическая наука. Медицина и проблема поиска нового типа научной рациональности. Усиление социально-гуманитарной компоненты в современном медицинском научном знании. Возможности и перспективы междисциплинарной методологии в медицине. Проблема социокультурной обусловленности понятий «болезнь», «здоровье», «норма» и «патология».

Специфика клинического мышления, требования к нему и пути формирования. Стиль мышления в медицине. Медицина и техника. Медицина в ракурсе информационно-компьютерной революции.

Медицина в системе социальных ценностей. Медикализация как новый социокультурный фактор в жизни людей. Духовно-ценностные основания и этические проблемы медицинского познания и деятельности. Биоэтика, медицинская этика и деонтология. Роль и значение философской культуры в медицине.

Культура здорового образа жизни как ценность идеологии белорусского государства.

5. Социальная философия

5.1. Общество как развивающаяся система

Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.

Общество как система: сущность системного подхода к рассмотрению общества. Понятие социальной структуры и проблема выбора системообразующего элемента социума.

Этносоциальная структура общества. Исторические типы этносоциальных общностей и их специфические черты. Поселенческая структура общества. Город как цивилизационный феномен. Феномен урбанизации в современном мире.

Сущность социально-классового подхода. Понятие и основные признаки социального класса в марксизме. Понятие «нового класса» в обществознании. Социально-классовая структура современного общества.

Современные концепции социальной стратификации. Понятие социальной страты. Типовые модели вертикальной и горизонтальной стратификации. Социальная мобильность и ее виды. Социальная мобильность и феномен «открытого общества». Сетевая модель социальной структуры и современные тенденции социодинамики.

Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальной динамики: геоклиматический, демографический, технико-технологический и др. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в социальной философии. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике. Концепция ненасилия и социальные реформы в современных технологиях социодинамики.

Понятие субъекта исторического процесса. Феномен массового общества. Концепции элит в современной социальной философии.

5.2. Перспективы и риски современной цивилизации

Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный).

Техника и ее роль в истории цивилизации. Понятие техники и технологии. Система хозяйствования и ее историческая динамика. Понятие и структура способа производства. Социальные последствия научно- технического прогресса.

Риск как социальный феномен. Возможности «приемлемого риска» в социальных действиях.

Глобализация как предмет социально-философского анализа. Проблемы и риски потребительского общества.

Феномен информационного общества. Риски виртуальной реальности: обилие некачественной информации, проблема информационного неравенства, проблемы адаптации человека к виртуальной реальности.

Глобальное насилие, включающее в себя терроризм, его социальные корни, источники. Современные войны, их опасность для человека. Различные формы насилия, осуществляемые с помощью виртуальной сети. Проблема безопасности на разных уровнях социальной реальности.

Демографические опасности и риски. Глобальная пандемия как новая социальная опасность, ее последствия.

Перспективы развития цивилизации и современные стратегии социодинамики.

5.3. Беларусь в современном цивилизационном процессе

Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно- национальной идентичности в современном мире. Восточнославянская цивилизация между Западом и Востоком.

Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире. Проблема социокультурной идентификации человека в современном обществе. Общечеловеческие ценности и универсальные ценности современного гуманизма. Новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества и формы их философского осмысления.

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дневная форма получения образования

п/п

Название раздела, темы

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа

Формы контроля знаний

Всего

Лекции

Семинары

1.

Становление и развитие философии

18

10

8

16

 

1.1.

Философия и мировоззрение

2

2

2

1-13

1.2.

Генезис философского знания. Основные направления философии

12

6

6

10

1-13

1.3.

Философская мысль Беларуси

4

2

2

4

1-13

2.

Философское осмысление проблем бытия

8

4

4

8

 

2.1.

Онтология и философия природы

4

2

2

4

1-13

2.2.

Философское осмысление проблемы развития. Диалектика и синергетика

4

2

2

4

1-13

3.

Философская антропология

8

4

4

8

 

3.1.

Проблема человека в философии и науке

4

2

2

4

1-13

3.2.

Сознание человека как предмет философского анализа. Проблема искусственного интеллекта

4

2

2

4

1-13

4.

Теория познания и философия науки

10

4

6

10

 

4.1.

Многообразие форм познания и проблема истины в философии

4

2

2

4

1-13

4.2.

Наука и ее социокультурный статус

4

2

2

4

1-13

4.3

Философия в профессиональной деятельности специалиста (вариативный компонент)

2

2

2

1-13

5.

Социальная философия

10

4

6

12

 

5.1.

Общество как развивающаяся система

4

2

2

6

1-13

5.2.

Перспективы и риски современной цивилизации

4

2

2

4

1-13

5.3.

Беларусь в современном цивилизационном процессе

2

2

2

1-13

 

Всего:

54

26

28

54

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Заочная форма получения образования

п/п

Название раздела, темы

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа

Формы контроля знаний

Всего

Лекции

Семинары

1.

Становление и развитие философии

4

2

2

30

 

1.1.

Философия и мировоззрение

4

1-13

1.2.

Генезис философского знания. Основные направления философии

14

1-13

1.3.

Философская мысль Беларуси

12

1-13

2.

Философское осмысление проблем бытия

1,5

1

0,5

13

 

2.1.

Онтология и философия природы

6

1-13

2.2.

Философское осмысление проблемы развития. Диалектика и синергетика

7

1-13

3.

Философская антропология

1,5

1

0,5

13

 

3.1.

Проблема человека в философии и науке

6

1-13

3.2.

Сознание человека как предмет философского анализа. Проблема искусственного интеллекта

7

1-13

4.

Теория познания и философия науки

3

2

1

20

 

4.1.

Многообразие форм познания и проблема истины в философии

7

1-13

4.2.

Наука и ее социокультурный статус

7

1-13

4.3

Философия в профессиональной деятельности специалиста (вариативный компонент)

6

1-13

5.

Социальная философия

2

2

20

 

5.1.

Общество как развивающаяся система

10

1-13

5.2.

Перспективы и риски современной цивилизации

6

1-13

5.3.

Беларусь в современном цивилизационном процессе

4

1-13

 

Всего:

12

6

6

96

 


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Учебники и учебные пособия:

  1. Философия : учебное пособие / [А. И. Зеленков и др.] ; под редакцией А. С. Лаптенка. – Минск : РИВШ, 2022. – 322 с. – (Социально-гуманитарный цикл. Базовый компонент).
  2. Алексеев, П. В. Философия в схемах и определениях. Учебное пособие. − М.: Проспект, 2019. – 112 с.
  3. Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта: учеб. пособие / Д. Антисери, Д. Реале. – СПб., 2002.
  4. Барковская, А.В. Философия: ответы на экзаменационные вопросы / А.В. Барковская, Е.В. Хомич. – Мн.: ТетраЛит, 2018. – 2-е изд. – 176 с.
  5. Григорян, Ю. Х. Предмет философии – качество преобразования. М.: Весь мир, 2018. – 192 с.
  6. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. – М., 2015.
  7. Ильин, В. В., Губман, Б. А., Лебедев, С. А. Введение в философию.
  8. Учебное пособие. М.: Проспект, 2019. – 368 с.
  9. История философии: Запад – Россия – Восток: учебник для студентов вузов: в 2 кн. – М., 1995. – Кн. 1.: Философия древности и средневековья.
  10. Квятковский, Д. О. Философия. Курс для бакалавров. М.: Университетская книга, 2016. – 268 с.
  11. Кулик, С.П. История философии: Учебное пособие для студ. медицинских специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / С.П. Кулик, Н.У. Тиханович. Издание 2-е, переработанное. − Витебск, 2009.
  12. Миронов, В. В. Философия с иллюстрациями. М.: Проспект, 2020. – 432 с.
  13. Руденко, А. М., Самыгин, С. И., Минасян, Л. А. Философия. Конспект лекций. М.: Феникс, 2019. – 253 с.
  14. Семенов, А. Н. Занимательная философия. М.: Рипол-Классик, 2020. – 447 с. Философия во множественном числе [Степин, В. С., Ойзерман, Т. И., Карпенко, А. С. и др.]. М.: Академический проект, 2020. – 529 с.
  15. Философия. Краткий курс. Учебное пособие. М.: Окей-Книга, 2019. – 158 с. Философия: учебник для студентов учреждений высшего образования / Ч. С. Кирвель [и др.]. – Минск, 2015.
  16. Философия: учеб. пособие / Я. С. Яскевич, В. С. Степин, Б. Г. Юдин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – 2-е изд., перераб. – Минск:, 2016.
  17. Философия: учебник / В. Д. Губин. – М., 2017.
  18. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений / В. В. Миронов [и др.]. – М., 2011.
  19. Философия: учебно-методический комплекс / А. И. Зеленков, В. В. Анохина, А. П. Ждановский [и др.]; под ред. А. И. Зеленкова. – Мн., 2003.
  20. Философия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / [В. К. Лукашевич и др.]. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2012. – 461, [2] с.
  21. Философия: курс лекций / Л. Е. Лойко. – Минск: Академия МВД, 2011. – 245 с.
  22. Философия: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / М. А. Слемнев, А. Б. Демидов, Э. И. Рудковский. – 2-е изд. – Витебск: ВГУ, 2015. – 258 с.
  23. Социальная философия: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по философским и социологическим специальностям / Ч. В. Кирвель, О. А. Романов. – 2-е изд., доработанное. – Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 494, [1] с. – (ВУЗ)
  24. Антология мировой философии: В 4–х тт. – М., 1969–1972.
  25. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – М., 1997. Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля. – М., Харьков: Фолио, 1999.
  26. Древнеиндийская философия. Начальный период. – М., 1972.
  27. Древнекитайская философия: собрание текстов: в 2 т. – М., 1972–1973. Западная философия: итоги тысячелетия: антология. – М., 1997.
  28. Мир философии. Ч. 1–2. – М., 1991.
  29. Путь в философию: антология. – М., 2001
  30. Философия. Практикум: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / [Г. И. Малыхина и др.]. – Минск : БГУИР, 2017. – 292 с.
  31. Философия: практикум для студентов ФФСН БГУ. В 2–х ч. / Авт.–сост.: Е.В. Хомич, Д. Г. Доброродний. Белорусский государственный университет. Минск, 2012.
  32. Хрестоматия по философии. Учеб. пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д., 2002.
  33. Новая философская энциклопедия: в 4–х тт. – М., 2010. Новейший философский словарь. – Мн., 2003.
  34. Русская философия : энциклопедия / [науч.–ред. П. П. Апрышко, П. Поляков] ; под общ. ред. М. А. Маслина. – Москва : Алгоритм, 2007. – 734 с.
  35. Современная западная философия: Словарь. – М., 1991. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

Хрестоматии и антологии:

Информационно-справочные издания:

Дополнительная:

Раздел 1. Становление и развитие философии

  1. Абдзіраловіч, І. Адвечным шляхам: Даследзіны беларускага светапогляду / І. Абдзіраловіч. – Мінск, 1993.
  2. Аблеев, С. Р. История мировой философии. М.: Юрайт, 2016. – 318 с.
  3. Исповедь: перевод / Аврелий Августин. История моих бедствий / Абеляр П. – М., 1992.
  4. Адо, П. Что такое античная философия? / П. Адо. – М., 1999. Аналитическая философия / А. Ф. Грязнов. – М., 2006.
  5. Анохина, В. В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии: учеб. – метод. комплекс / В. В. Анохина. – Минск, 2006.
  6. Аристотель. Вторая аналитика. Сочинения. – Т. 2. – М., 1978.
  7. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М., 1999.
  8. Барсук, И.А. Философия: практикум / И.А. Барсук, И.Л. Васильева. – Минск : РИВШ, 2014. – 92 с.
  9. Бердяев, Н. А. Русская идея. О России и русской философской культуре / Н. А. Бердяев. – М., 1990.
  10. Бэкон, Ф. Новый Органон наук / Франциск Бэкон Веруламский. Фрэнсис Бэкон / А. Л. Субботин. – М., 2016.
  11. Виндельбанд, В. Что такое философия / В. Виндельбанд // Избранное: Дух и история. – М., 1995.
  12. Вирилио, П. Информационная бомба. Стратегия обмана/ П. Вирилио / Перевод И.Окуневой. – М: ИТДГК «Гнозис», Фонд научных исследований «Прагматика культуры, 2002.
  13. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн. – М.: Канао+тРООИ «Реабилитация», 2017. –288 с.
  14. Витгенштейн Л. Философские исследования / Л. Витгенштейн. – М: АСТ, Астрель, 2010. – 347.
  15. Гадамер, Х.–Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х. Г. Гадамер. – М., 1988.
  16. Гартман, Н. Старая и новая онтология / Н. Гартман // Историко- философский ежегодник. – М., 1988.
  17. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики // Энциклопедия философских наук / Г. В. Ф. Гегель. – Т. 1. – М., 1974.
  18. Горфункель, А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения / А. Х. Горфункель. – М., 1977.
  19. Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. – М., 1986.
  20. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль // Вопросы философии. –1992. – No4.
  21. Гутнер, Г. Б. Философия Античные мыслители. Учебник. М.: Академический проект, 2016. – 344 с.
  22. Декарт, Р. Рассуждение о методе / Р. Декарт. – М., 2011.
  23. Деррида, Ж. О грамматологии. – М.: Ad Marginem, 2000.
  24. Диоген Лаэртский // О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.
  25. Зеньковский, В. В. История русской философии. В 2-х т. / В. В. Зеньковский. – Л., 1991.
  26. Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин. – М., 1996.
  27. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. Т. 1-2. – СПб., 1998.
  28. История философии : учеб.–метод, пособие / А.А. Легчилин [и др.]; под ред. А.А. Легчилина, И.И. Лещинской. – Минск: БГУ, 2015. – 247 с.
  29. Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука / И. Кант // Собр. соч. в 8 т. – Т. 4. – М., 1994.
  30. Камю, А. Миф о Сизифе / А. Камю // Калигула: сборник: [перевод с французского]. – М., 2007.
  31. Козловски, П. Культура постмодерна / П. Козловски. – М., 1997.
  32. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М., 1975.
  33. Кассирер, Э. Жизнь и учение Канта / Э. Кассирер. – СПб., 1997.
  34. Кессиди, Ф. Х. От мифа к логосу / Ф. Х. Кессиди. – М., 1972.
  35. Коплстон, Ф. Ч. История средневековой философии / Ф. Ч. Коплстон. – М., 1997.
  36. Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. ЛевиСтрос. – М., 1985. Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин // Полн.собр. соч. – Т. 18. – М., 1968.
  37. Лещинская, И.И. Философия Нового времени: пособие. В 2 ч. Ч. 1. XVII век / И.И. Лещинская. – Минск: БГУ, 2016. – 151 с.
  38. Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна. – СПб: Алетейя, 2015. – 159 с. Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. – М., 1982.
  39. Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. – М., 2011. Лукьянов, А. Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия / А. Е. Лукьянов. – М., 1992.
  40. Майоров, Г. Г. Формирование средневековой философии / Г. Г. Майоров. – М., 1979.
  41. Майхрович, А. С. Янка Купала и Якуб Колас: Вопросы мировоззрения / А. С. Майхрович. – Минск, 1987.
  42. Макиавелли, Н. Избранные сочинения / Н. Макиавелли. – М., 1982.
  43. Мамардашвили, М. К., Соловьев, Э. Ю., Швырев, В. С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. Философия и наука. – М., 1972.
  44. Маркс, К. К критике политической экономики. Предисловие / К. Маркс Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Т. 13. – М, 1959.
  45. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2–е изд. – Т. 3. – М, 1955.
  46. Мор, Т. Утопия / Т. Мор. – М., 1978.
  47. Нанси, Ж.–Л. Бытие единичное множественное/ Ж.–Л. Нанси// Пер. с фр. В.В. Фурс; под ред. Т.Н. Щитцовой. – Мн.: Логвинов, 2004.
  48. Нацыянальная філасофія Беларусі: тэорыя, архелогія, гісторыя, генеалогія, школа / Валерый Евароўскі. – Мінск, 2014.
  49. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. – М., 1995.
  50. Падокшын, С. А. Беларуская думка ў кантэксце гісторыі і культуры / С. А. Падокшын. – Мінск, 2003.
  51. Платон. Пир // Сочинения. – Т. 2. – М., 1970.
  52. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М., 1983.
  53. Пржиленский, В. И. Современная философия. Интеллектуальные технологии XXI века. Учебник. М.: Проспект, 2020. – 336 с
  54. Рикер, П. Герменевтика. Этика. Политика / П. Рикер. – М., 1995. Румянцева, Т. Г. Немецкий идеализм: от Канта до Гегеля : учеб. пособие / Т.Г. Румянцева. – Минск : Вышэйшая школа, 2015. – 271 с.
  55. Русский космизм. Антология философской мысли. – М., 1993.
  56. Сартр, Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж. П. Сартр // Сумерки богов. – М., 1989.
  57. Скарына, Ф. Прадмовы і пасляслоўі / Ф. Скарына. – Мінск, 1969.
  58. Соболева, М.Е. Философская герменевтика. Понятия и позиции. М.: Академический проект, 2014. – 151 с.
  59. Степанович, В.А. История философии. Курс лекций в 2–х томах. Том 1.
  60. Исторические типы классической философии. М. : Прометей, 2018. – 458 с.
  61. Степанович, В.А. История философии. Курс лекций в 2–х томах. Том 2.
  62. Неклассическая философия XIX–XX веков. М. : Прометей, 2018. – 380 с.
  63. Степин, В. С. Философская антропология и философия науки / В. С. Степин. – М., 1992.
  64. Степин, В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. – М. : «Прогресс– Традиция», 2000. – 744 с.
  65. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М., 1986.
  66. Философия эпохи постмодерна. – Мн., 1996.
  67. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1990. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. – Киев, 1996.
  68. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М., 1997.
  69. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. Сборник переводов.– М.:Прогресс,1988.
  70. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. – М., 1992.
  71. Хоркхаймер, М. Диалектика Просвещения / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. СПб., 1997.
  72. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Ф. Энгельс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2–е изд. – Т. 21. – М., 1961.
  73. Аристотель. Метафизика. Соч.: В 4–т. – Т. 1. – М., 1976.
  74. Ахутин, А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура») / А. В. Ахутин. – М., 1988.
  75. Барковская, А. В. Антропосоциальная парадигма в философии природы / А. В. Барковская. – Минск, 2000.
  76. Борзенко, И.М. Ноосферный гуманизм. М. : Академический проект, 2015. – 526 с.
  77. Борисов, Е.В. Основные черты постметафизической онтологии/Е.В. Борисов. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2009. – 120 с.
  78. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. – М., 1989. Гадамер, Х. Г. Загадка времени / Х. Г. Гадамер. – М., 2016.
  79. Гайденко, П. П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века / П. П. Гайденко. – М., 1997.
  80. Губин, В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии / В. Д. Губин. – Минск, 1998.
  81. Данилов–Данильян, В. И., Лосев, К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие / В. И. Данилов–Данильян, К. С. Лосев. – М., 2000.
  82. Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической и западноевропейской философии / А. Л. Доброхотов. – М., 1986.
  83. Зеленков, А. И. Водопьянов, П. А. Динамика биосферы и социокультурные традиции / А. И. Зеленков, П. А. Водопьянов. – Минск, 1987.
  84. Лобанов, С. Д. Бытие и реальность / С. Д. Лобанов. – М., 1999.
  85. Миронов, В.В. Философия: Введение в метафизику и онтология: Учебник / В. В. Миронов, А.В. Иванов – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 310 с.
  86. Моисеев, Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. – М., 1990.
  87. Основы онтологии: учеб. Пособие для студентов философских факультетов. – СПб., 1997.
  88. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986.
  89. Руднев. В.П. Новая модель реальности М.: Изд-во «Высшая школа экономики», 2016 – 250 с.
  90. Синергетическая парадигма. – М., 2000.
  91. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 2002. Философия природы в античности и в средние века. – М., 2000.
  92. Философия природы сегодня / Ред. И.К. Лисеев, В. Луговской. – М., Канон +, 2009. – 512 с.
  93. Хайдеггер, М. Что такое метафизика? / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М., 1993.
  94. Хрусталев Ю.М. Философия. Метафизика познающего разума. Учебник.
  95. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2019. – 384 с.
  96. Экологическая этика: учеб. пособие/Т. В. Мишаткина, С.П. Кундас, Р.Г. Апресян, А.В. Барковская [и др.; под общ. ред. С.П. Кундаса и Т.В. Мишаткиной. Минск: МГЭУим. А.Д. Сахарова, 2011. – 278 с.
  97. Антропологическая проблематика в западной философии. – М., 1991. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. – Москва:
  98. Добросвет: КДУ, 2009. – 389 с.
  99. Борко Т.И. Культурная антропология. М.: Юрайт, 2017. – 209 с.
  100. Брюнинг, В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние / В. Брюнинг // Западная философия: итоги тысячелетия. – Екатеринбург – Бишкек, 1997.
  101. Бубер, М. Проблема человека / М. Бубер // Два образа веры. – М., 1995. Васильев, В.В. Трудная проблема сознания / В. В. Васильев. – Москва:
  102. Прогресс–Традиция, 2009. – 269 с
  103. Гуревич, П. С. Философская антропология / П.С. Гуревич. – М.: Издательство «Омега–Л», 2012. – 607 с.
  104. Гуревич, П.С. Философское толкование человека. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. – 472 с.
  105. Деннет, Д. Насосы интуиции и другие инструменты мышления / Д. Деннет. – Москва: АСТ, Corpus, cop. 2019. – 572 с.
  106. Дубровский, Д. И. Проблема «сознание и мозг»: теоретическое решение / Д. И. Дубровский. – М., 2015.
  107. Ильенков, Э. В. Диалектика идеального / Э. В Ильенков. Философия и культура. – М., 1991.
  108. Киркегор, С. Болезнь к смерти // С. Киркегор // Страх и трепет. – М., 1993. Мамардашвили, М. К. Сознание как философская проблема /
  109. М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. – 1990. – No 10.
  110. Марков, Б.В. Философская антропология. Учебник для вузов / Б.В. Марков. – СПб.: Изд-во Питер. 2017 г. – 368 с.
  111. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М., 1994.
  112. Михайлов, Ф. Г. Сознание и самосознание / Ф. Г. Михайлов. – М., 1991. Моторина, Л. Е. Философская антропология : учеб. пособие для вузов / Л.Е. Моторина. – М. : Инфра-М, 2017. - 234 с.
  113. Плеснер, Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию / Х. Плеснер. – М., 2004.
  114. Прист, С. Теории сознания / С. Прист. – М. : Дом интеллектуал. кн.: Идея пресс, 2000. –287 с.
  115. Портнов, А. Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии ХIХ–ХХ вв. / А. Г. Портнов – Иваново, 1994.
  116. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.
  117. Раевская, Н.Ю., Лихтшангоф А.З., Микиртичан Г.Л. Философские проблемы человека и общества. Учебно-методическое пособие. М.: СпецЛит, 2019. – 496 с.
  118. Розин, В.М. Философия субъективности. М. : СФК-офис, 2011. – 380 с. Сознание в социокультурном измерении. – М., 1990.
  119. Страх. Страсти человеческие. Антология. – М., 1998.
  120. Тегако, Л. И. Современная антропология / Л. И. Тегако, А. И. Зеленков. – Минск, 2012.
  121. Трубников, Н. Н. О смысле жизни и смерти / Н. Н. Трубников. – М., 1996.
  122. Уилсон, Э. О. О природе человека / Э.О. Уилсон. – Москва : Кучково поле, 2015. – 349 с.
  123. Философская антропология: Актуальные понятия : учебное пособие : / Е. С. Черепанова и др.; под общей редакцией Е. С. Черепановой. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017. – 324 с.
  124. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / З. Фрейд // Психоаналитические этюды. – Минск, 1990.
  125. Харари, Ю. Homo Deus : краткая история будущего / Юваль Ной Харари. - Москва : Синдбад, 2018. – 493 с.
  126. Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М., 2000.
  127. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век.– М., 1995.
  128. Шелер, М. Формы знания и образование / М. Шелер // Избранные произведения. – М., 1994.
  129. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. – М., 2000
  130. Это человек: Антология. – М., 1995.
  131. Юнг, К. Коллективное бессознательное / К. Юнг. – М., 1995.
  132. Автономова, Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность / Н. С. Автономова. – М., 1988.
  133. Ардаматский, Н.А. Клиническое мышление, его воспитание и совершенствование. Саратов, 1992.
  134. Бернал, Дж. Наука в истории общества / Дж. Бернал. – М., 1956.
  135. Бернадский Ю.И., Бернадская Г.П. Врач и больной в стоматологии – Киев: Здоровья, 1990.
  136. Биология и современность. М., 1990.
  137. Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского. - М.: Медицина, 1997.
  138. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.
  139. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. СПб., 1996.
  140. Гайденко, П. П. Научная рациональность и философский разум / П. П. Гайденко. – М., 2003
  141. Голстейн, М. Как мы познаем / М. Голстейн, И. Голстейн. – М., 1984.
  142.  Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники: Учеб. пособие. М., 1998.
  143. Границы науки / под ред. Л. А. Маркова. – М., 2000.
  144. Гусев, Д.А. Популярная философия познания. – М.: Прометей, 2019. – 186 с.
  145. Жирнов, В.Д. Медицина – первая наука о человеке. – М.: URSS, 2016.
  146. Зеленков А.И., Водопьянов П.А. Динамика биосферы и социокультурные традиции. Мн., 1987.
  147.  Ильин, В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В. В. Ильин. – М., 1993.
  148. Ильин, В.В. Теория познания. Критика инструментального разума. М.: Проспект, 2020. – 160 с.
  149. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М., 2001.
  150. Касавин, И.Т. Антоневский, А.Ю., Стопярова, О.Е. Социальная философия науки. М. : Кнорус, 2020 – 414 с.
  151. Клиническое мышление: проблемы формирования и возможности развития / А.Г. Мингаирова. Е.Б. Павлинова, Н.Ю. Власенко [и др.] // Медицинский альманах. - 2017. -№ 2. - Т. 47. - С. 27-30.
  152. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996.
  153. Кузьминов. Ою.М. Формирование клинического мышления и современные информационные технологии в образовании: монография / О.М. Кузьминов, Л.А. Пшеничных. Л.А. Крупенькина. - Белгород: ИЗд-во, 2012.
  154. Лебедев, С.А. Коськов, С.Н. Эпистемология и философия науки. Классическая и неклассическая. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2014. – 295 с.
  155. Лекторский, В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. – М., 2001.
  156. Лешкевич, Т. Г. Философия науки: учеб. пособие / Т. Г. Лешкевич. – М., 2005.
  157. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном мире. М., 1995.
  158. Медицина – сестра философии // История философии: Учебное пособие для студ. медицинских специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / С.П. Кулик, Н.У. Тиханович. Витебск, 2009.
  159. Микешина, Л. А. Философия науки: учеб. пособие / Л. А. Микешина. – М., 2005.
  160. Научные и вненаучные формы мышления. – М., 1996.
  161. Новикова, О.В. Феномен рациональности в современной культуре: антропологическое и когнитивное измерения / О.В. Новикова, В.С. Сайганова // Философия и социальные науки. – 2014. – № 2. – С. 56-60
  162. Познание в социальном контексте. – М., 1994.
  163. Проблема истины в современной западной философии науки. – М., 1987. Проблема ценностного статуса науки на рубеже ХХI в. – СПб., 1999.
  164. Рассел, Б. Человеческое познание, его сфера и границы / Б. Рассел. – Киев, 1997.
  165. Сайганова, В.С. Историческая эпистемология: истоки и современное состояние / В.С. Сайганова // Журнал Белорусского государственного университета «Философия. Психология». – 2020. – № 3. С. 26-30.
  166. Степин, В.С. Человек. Деятельность. Культура / В.С. Степин. – СПб., 2018. Теория познания: в 4 т. – М., 1991–1995.
  167. Филатов, В. П. Наука и мир человека / В. П. Филатов. – М., 1990.
  168. Философия и методология науки: учеб. пособие для аспирантов и магистрантов / А.И. Зеленков [и др.]; под. ред. А.И. Зеленкова. – Минск, 2011.
  169. Фролов, И. Т. Этика науки / И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин. – М., 1986.
  170. Хрусталев, Ю.М. Философия для медицинских вузов (естественно-научный и социально-гуманитарный диалог): учеб.пособие / Ю.М.Хрусталев, Н.В.Кишкин. – Ростов н /Д: Феникс, 2016.
  171. Арон, Р. Избранное: Введение в философию истории / Р. Арон. – СПб., 2000.
  172. Бабосов, Е.М. Человек в социальных системах. – Минск: «Беларуская навука», 2013.
  173. Барулин, В. С. Социальная философия: учебник / В. С. Барулин. – М., 1999. Бауман, З. Глобализация: последствия для человека / З. Бауман. – М., 2004. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. – М., 2000. Бек, У. Что такое глобализация? / У. Бек. – М., 2001.
  174. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – М., 1999.
  175. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. – М., 1990.
  176. Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн. – СПб., 2001.
  177. Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Синергетика и теория социальной организации / В. В. Василькова. – СПб., 1999.
  178. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избранные произведения. – М., 1990.
  179. Водопьянов, П. А. Великий день гнева: Экология и эсхатология / П. А. Водопьянов, В. С. Крисаченко. – Минск, 1993.
  180. Гаджиев К.С. Политическая философия и социология. М.: Юрайт, 2019. – 451 с.
  181. Гобозов, И. А. Социальная философия: учебник для вузов / И. А. Гобозов. – М., 2007.
  182. Гражданское общество: теория, история, современность. – М., 1999. Губин В.Д., Стрелков В.И. Философия истории. Учебное пособие. М.:

Раздел 2. Философское осмысление проблем бытия

Раздел 3. Философская антропология

Раздел 4. Теория познания и философия науки

Раздел 5. Социальная философия

Инфра–М, 20196. – 370 с.

  1. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера земли / Л. Н. Гумилев. – М., 1991. Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. – М., 1995.
  2. Данилов-Данильян, В. И., Лосев, К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие / В. И. Данилов-Данильян. – М., 2000.
  3. Дильтей, В. Введение в науки о духе / В. Дильтей // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. – М., 2000.
  4. Доброхотов А. Философия культуры. Учебник для вузов. М.: Государственный университет Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2016. – 560 с.
  5. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – СПб., 1996.
  6. Кастельс, Мануэль. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана; Гос. ун-т. высш. шк. / М. Кастельс экономики. – М., 2000.
  7. Кемеров, В. Е. Введение в социальную философию / В. Е. Кемеров. – М., 1996.
  8. Кирвель, Ч. С. Социальная философия: учеб. пособие / Ч. С. Кирвель, О. А. Романов. – 2-е изд., дораб. Минск: Вышэйшая школа, 2013.
  9. Козловски, П. Общество и государство: неизбежный дуализм / П. Козловски. – М., 1998.
  10. Коллингвуд, Дж. Р. Идея истории. Автобиография историка / Дж. Р. Коллингвуд. – М., 1982.
  11. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. – М., 1992. Манхейм, К. Идеология и утопия / К. Манхейм.– М., 1993.
  12. Медоуз, Д. Х., Медоуз Д. Л., Рендерс Й. За пределами роста: предотвратить глобальную катастрофу, обеспечить устойчивое будущее / Д. Х. Медоуз. – М., 1994.
  13. Митрохин, Л. Н. Философия религии / Л. Н. Митррохин. – М., 1993.
  14. Момджян, К.Х., Антоновский, А.Ю. Бойцова, О.Ю. Социальная философия и философия истории. М.: Инфра-М, 2019. – 478 с.
  15. Момджян, К. Х. Введение в социальную философию / К. Х. Момджян. – М., 1997.
  16. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.
  17. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс // Х Ортега-и-Гассет // Дегуманизация искусства. – М., 1991.
  18. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. О. Парсонс. – М., 2002.
  19. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М., 1998.
  20. Римский клуб, юбилейный доклад «Старый Мир обречен. Новый Мир неизбежен!» – 02.01.2018. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://onr-russia.ru/sites/default/files/rimskiy_klub_yubileynyy_doklad_2017.pdf
  21. Сергейчик, М. Е. Философия истории / М. Е. Сергейчик. – СПб., 2002. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. – М., 1992.
  22. Социум, цивилизация, культура в исследовательских традициях классической и современной философии: пособие / А. И. Зеленков и [др.]; под ред. А. И. Зеленкова. – Минск, 2015.
  23. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. – М., 2001. Степин, В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего. – М., 1996.
  24. Тойнби, А. Дж. Цивилизация перед судом истории / А. Дж. Тойнби. – СПб., 1995.
  25. Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. – М., 2001. Томпсон, М. Философия религии / М. Томпсон. – М., 2001
  26. Тоффлер, О. Третья волна / О. Тоффлер. – М., 1991.
  27. Уэбстер, Ф. Теория информационного общества / Ф. Уэбстер. – М., 2004. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998.
  28. Философия техники: история и современность. – М., 1997.
  29. Франк, С. Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. – М., 1992.
  30. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – СПб., 2000.
  31. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М., 2003. Чумаков А.Н., Иоселиани А.Д. Философские проблемы глобализации. М.:

Университетская книга, 2015. – 172 с.

  1. Шпенглер, О. Закат Европы: В 2 т. / О. Шпенглер. – М., 1993, 1998.
  2. Эйзенштадт, Ш. Революция и преобразование обществ / Ш. Эйзенштадт. – М., 1999.
  3. Яскевич, Я. С. Социальная философия: антиномии человеческого бытия / Я.С. Яскевич. – Минск, 2005.
  4. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1994.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Время, отведенное на самостоятельную работу, используется студентами на:

проработку тем и вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение;

решение ситуационных задач и подготовку материалов, примеров из личной жизни на основе текстов предложенных для обсуждений на лекциях;

изучение основной и дополнительной литературы при подготовке к семинарскому занятию;

реферирование литературы по изучаемой тематике;

подготовку сообщений, докладов, рефератов, эссе и творческих работ и презентаций по изучаемой тематике;

выполнение учебно-исследовательских и творческих заданий;

подготовку к экзамену (дифференцированному зачету).

Основные методы организации самостоятельной работы:

В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:

технологии проблемного обучения; технология учебно-исследовательской деятельности; проектные технологии; коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); метод кейсов (анализ ситуации) и др.;

решение ситуационных задач;

реферативные сообщения;

выполнение и презентация творческих работ;

самостоятельная проработка нормативно-правовой документации, аналитических материалов и отчетов.

Контроль самостоятельной работы осуществляется в виде:

контрольной работы;

выполнения тестовых заданий;

обсуждения рефератов и творческих работ;

защиты учебно-исследовательских работ.

Методы (технологии) обучения. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:

технологии проблемно-модульного обучения;

технологии учебно-исследовательской деятельности;

проектные технологии;

коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы);

метод анализа конкретных ситуаций;

игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, имитационных играх, и др.

Для управления образовательным процессом и организации контрольно-оценочной деятельности используется рейтинговая система оценки учебной и исследовательской деятельности обучающихся, вариативные модели управляемой самостоятельной работы, учебно-методический комплекс. В целях формирования универсальных компетенций в практике проведения семинарских занятий используются методики активного обучения, дискуссионные формы.

 

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ДИАГНОСТИКИ

Для диагностики компетенций используется следующие формы:

Устная форма.

Письменная форма.

Устно-письменная форма.

Техническая форма.

К устной форме диагностики компетенций относятся:

                    1.         Собеседование.

                    2.         Доклад на конференции.

К письменной форме диагностики компетенций относятся:

                    3.         Тестирование.

                    4.         Контрольный опрос.

                    5.         Контрольная работа.

                    6.         Реферат и творческая работа.

                    7.         Отчет по учебно-исследовательской работе.

                    8.         Публикация статей, докладов.

К устно-письменной форме диагностики относятся:

                    9.         Отчет по аудиторным практическим заданиям с их устной защитой.

                  10.       Отчет по домашним практическим заданиям с их устной защитой.

                  11.       Экзамен (дифференцированный зачет).

К технической форме диагностики компетенций относятся:

                  12.       Выполнение заданий в системе дистанционного обучения.

                  13.       Компьютерные тесты.

 

Последнее изменение: среда, 13 сентября 2023, 09:47