ФИЛОСОФИЯ. Учебная программа
Учреждение образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»
УТВЕРЖДАЮ
Ректор учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,
А.Н. Чуканов
«17» мая 2023 г.
Регистрационный № УД-537/уч.
ФИЛОСОФИЯ
Учебная программа учреждения образования
по учебной дисциплине для специальностей:
7-07-0911-01 «Лечебное дело»;
7-07-0911-03 «Стоматология»;
7-07-0911-06 «Педиатрия»;
7-07-0912-01 «Фармация»
2023
Учебная программа учреждения образования по учебной дисциплине «Философия» составлена на основе примерных учебных планов по специальностям: 7-07-0911-01 «Лечебное дело» (регистрационный № 7-07-09-001/пр.), 7-07-0911-03 «Стоматология» (регистрационный № 7-07-09-003/пр.), утвержденных первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 02.12.2022, первым заместителем Министра здравоохранения Республики Беларусь 21.11.2022, 7-07-0911-06 «Педиатрия» (регистрационный № 7-07-09-006/пр.), утвержденного первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 20.12.2022, первым заместителем Министра здравоохранения Республики Беларусь 29.11.2022, 7-07-0912-01 «Фармация» (регистрационный № 7-07-09-007/пр.), утвержденного первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 30.01.2023, первым заместителем Министра здравоохранения Республики Беларусь 17.01.2023; типовой учебной программы по учебной дисциплине «Философия» (регистрационный № ТД-СГ.036/тип.), утвержденной Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 29.04.2022
СОСТАВИТЕЛИ:
С.П.Кулик, заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кандидат философских наук, доцент;
Н.У.Тиханович, доцент кафедры социально-гуманитарных наук учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кандидат философских наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой социально-гуманитарных наук учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» (протокол № 18 от 20.04.2023);
Научно-методическим советом учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» (протокол № 10 от 17.05.2023)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение философии ориентировано на освоение студентами основ мировой и отечественной мировоззренческой мысли, формирование у них творческого отношения к обществоведческому наследию, развитие самостоятельного продуктивного мышления. В этой связи особое значение имеет изучение динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, философское осмысление современных социальных реалий, взаимосвязи всех сторон жизни общества и человека.
Философия разрабатывает общую теоретическую картину взаимосвязи человека и мира, раскрывает глубинные основания культуры. В этой связи особой задачей является изучение динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, взаимосвязи его эволюции с логикой развития духовной культуры человечества, философским осмыслением современных социальных реалий.
Философия как учебная дисциплина занимает особое место в системе социально-гуманитарного образования, являясь его концептуальной основой. Во взаимосвязи с другими социально-гуманитарными дисциплинами она вносит весомый вклад в развитие мировоззрения будущего специалиста, способствует становлению его активной гражданской позиции, помогает ему адекватно оценивать особенности и процессы развития современного общества. Философия выполняет роль стратегического ориентира в формировании мировоззрения и духовной культуры личности. Это проявляется в следующем:
философское знание задает человеку интегральное видение мира, ее освоение помогает овладеть системным мышлением, преодолеть фрагментарность профессионального сознания;
философия рассматривает мир через призму подлинно человеческого отношения к нему, закладывает основы гуманистического миропонимания;
философия способствует самоопределению человека в мире, конструктивному решению наиболее важных смысложизненных вопросов, выработке эффективной жизненной стратегии;
философия по своей природе всегда инновационна и критична: с одной стороны, она дисциплинирует мышление человека, с другой, – придает ему дополнительные «степени свободы», помогает организовать интеллектуальный творческий поиск.
Основными целями преподавания учебной дисциплины «Философия» являются формирование у студента:
современного мировоззрения и интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеях и принципах деятельности;
основ мировой и отечественной философской культуры;
креативного и критического мышления в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности;
современного стиля научно-практического и рационально-ориентированного мышления;
умения четко формулировать свою социально-политическую и смысложизненную позицию и философски обосновывать их.
Общие требования к формированию универсальных компетенций определяются следующими принципами:
гуманизации, как приоритетным принципом образования, обеспечивающим личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию обучающегося;
фундаментализации, способствующим ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;
компетентностного подхода, определяющим систему требований к организации образовательного процесса, направленных на повышение роли самостоятельной работы обучающихся по разрешению проблемных ситуаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, и формирование у обучающихся способности действовать в изменяющихся жизненных обстоятельствах;
социально-личностной подготовки, обеспечивающим формирование у обучающихся социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоционально- ценностных отношений и социально-творческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;
междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности обучающегося.
В соответствии с вышеуказанными принципами студент при освоении учебной программы по учебной дисциплине «Философия» должен приобрести следующие универсальные компетенции:
обладать современной культурой мышления, гуманистическим мировоззрением, аналитическим и инновационно-критическим стилем познавательной, социально-практической и коммуникативной деятельности;
использовать основы философских знаний в непосредственной профессиональной деятельности, самостоятельно усваивать философские знания и выстраивать на их основании мировоззренческую позицию;
быть способным работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
По завершении изучения учебной дисциплины «Философия» студент должен
знать:
основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;
ключевые идеи и категории философского анализа;
основные принципы философской концепции бытия;
фундаментальные компоненты философской теории человека;
основные ценности современной культуры;
социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности (в том числе профессиональной);
основные принципы, законы и механизмы познавательной деятельности, важнейшие философские методы научного исследования;
основные закономерности функционирования и развития общества, их особенности в современном мире;
смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения;
уметь:
формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего философского мировоззрения;
применять философские идеи и категории в анализе социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;
характеризовать ведущие идеи философской картины мира, транслировать и популяризировать их;
понимать и объяснять различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого существования;
осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности;
определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности;
применять идеи гносеологии и основные методологические регулятивы научного поиска в анализе социальных и профессиональных проблем;
формулировать и аргументировать свою идеологическую и социально-политическую позицию, определять роль своей общественной и профессиональной деятельности в функционировании и развитии основных сфер общества;
оценивать перспективы развития важнейших социальных проблем и возможности инновационной деятельности в сфере избранной профессии по их оптимальному решению;
владеть:
базовыми научно-теоретическими знаниями для решения теоретических и практических задач;
системным и сравнительным анализом;
исследовательскими навыками;
междисциплинарным подходом при решении проблем.
В рамках образовательного процесса по данной учебной дисциплине студент должен приобрести не только теоретические знания, практические умения и навыки по специальности, но и развить свой ценностно-личностный, духовный потенциал, сформировать качества патриота и гражданина, готового к активному участию в экономической, производственной, социально-культурной и общественной жизни страны.
Всего на изучение учебной дисциплины отводится:
дневная форма получения образования: 108 академических часов, из них 54 аудиторных (лекции – 26 часов, семинарские занятия – 28 часов) и 54 часа самостоятельной работы студентов;
заочная форма получения образования (для специальности «фармация»): 108 академических часов, из них аудиторных часов – 12 (6 часов лекций, 6 часов семинарских занятий) и 96 часов самостоятельной работы студентов.
Трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Форма промежуточной аттестации для отечественных студентов всех специальностей – экзамен, для студентов ФПИГ −дифференцированный зачет.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Становление и развитие философии
1.1. Философия и мировоззрение
Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Знания, ценности и эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения.
Предмет философии и структура философского знания. Специфика философского мышления. Рефлексивность и критицизм как фундаментальные характеристики классической философии. Эвристичность и творческий характер философского мышления. Проблема метода в философии.
Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Функции философии в системе современной культуры.
Философия как способ самопознания человека. Образы философии в истории культуры. Философия как любомудрие. Философия как образ жизни. Философия как знание. Философия как понимание.
1.2. Генезис философского знания. Основные направления философии
Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Мифогенная и гносеогенная концепции происхождения философии.
Философия и миф: становление философии в культуре древних цивилизаций Востока. Специфика философской традиции древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания.
Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории. Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-прагматическая направленность. Основные философские школы древнего Китая: проблемное поле и категориальный аппарат.
Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции. Космоцентризм античного философского мышления. Проблема первоначала в философии досократиков. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии. Рационально- идеалистическая интерпретация космоса в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель). Проблема отношений человека и космоса в философии эпохи эллинизма (учения скептиков, эпикурейцев, стоиков и киников).
Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков. Исторические этапы развития средневековой философии и динамика ее проблемного поля. Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм). Принципы средневекового философского мышления: теоцентризм, супранатурализм, креационизм, символизм, принцип оппозиции духа и тела, провиденциализм и эсхатологизм.
Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм философской мысли Возрождения. Идея тождества микро- и макрокосма в философии неоплатоников. Органицистская модель природы в натурфилософии Ренессанса. Коперниканская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной. Социально-нравственные идеалы философской мысли Возрождения. Характерные черты философии Ренессанса и ее роль в развитии европейской философской традиции.
Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона и ее основные характеристики. Правила рационалистического метода Р. Декарта. Принципы гипотетико- дедуктивной методологии Г. Галилея. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения. Философия и идеология: проблема границ. Принцип суверенности разума и критика предрассудков. Идея «естественных прав» человека и концепции «общественного договора». Основные достижения материалистической философии XVIII в. Проблема свободы, прогресса и закономерностей истории в философской мысли немецких просветителей.
Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции. Особенности и достижения немецкой классической философии. Идея «гносеологической революции» и критическая философия И. Канта. Философские системы И. Г. Фихте и Ф. В. Шеллинга. Диалектическая философия Г. Гегеля.
Классика и постклассика: две эпохи в развитии европейской философии. Классическая традиция в европейской философии, ее типологическое единство и основные познавательные установки. Многообразие современной философской мысли и основные направления ее развития.
Философия иррационализма. Основные черты марксистской философии. Исторические формы позитивистской философии. Классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
Основные стратегии развития неклассической западной философии в ХХ веке. Социально-критическая стратегия в развитии философской мысли ХХ века. Экзистенциально-феноменологическая стратегия философского мышления. Аналитика человеческого существования как предмет исследования в философии экзистенциализма. Аналитическая стратегия развития философии. Аналитическая философия как интеллектуальное «движение»: специфика понимания смысла и назначения философии. Современная философия Запада на рубеже ХХ-ХХI вв. Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного познания. Методологические программы исследования языка и культуры в структурализме постструктурализме. Социокультурная ситуация на рубеже веков и философия постмодернизма.
1.3. Философская мысль Беларуси
Философия как форма осмысления национальных культурных традиций. Ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси. Основные направления развития и типологические характеристики русской философии. Основные этапы развития философской мысли Беларуси.
Просветительская деятельность Ефросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии в эпохи Ренессанса и Просвещения (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский и др.). Философская и общественно- политическая проблематика в литературном творчестве Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича. Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале ХХ века (А. Гарун, И. Абдиралович- Канчевский и др.). Становление и развитие марксистской философской традиции советского периода. Философия, культура и общественно- политическая жизнь Беларуси в современных условиях.
2. Философское осмысление проблем бытия
2.1. Онтология и философия природы
Онтология как философское учение о бытии. Место онтологии в структуре философского знания. Категориальный аппарат онтологии в его классической и постклассической интерпретациях. Кризис классической онтологии и современные экзистенциально-антропологические модели бытия.
Бытие, небытие, сущее как фундаментальные категории онтологии. Основные формы и диалектика бытия. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Бытие произведенных человеком вещей («второй природы»). Бытие человека в мире вещей: специфика человеческого бытия.
Системная организация бытия. Категории «система», «структура»,
«элемент». Понятие материи. Современная наука о строении материи. Основные структурные уровни организации материального бытия. Становление и развитие идеи о единстве бытия. Модели единства мира.
Пространственно-временная организация бытия. Реальное, концептуальное и перцептуальное пространство и время. Основные концепции пространства и времени в философии и науке: реляционная и субстанциальная концепции. Пространственно-временные отношения в неживой и живой природе. Качественное многообразие форм пространства- времени в неживой природе. Особенности биологического пространства- времени. Специфика социально-исторического пространства и времени.
Природа как предмет философского осмысления. Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы. Эволюция
представлений о природе в философии и науке. Природные предпосылки жизнедеятельности человека и общества. Природа как среда обитания человека. Естественная и искусственная среда обитания. Понятие биосферы и ноосферы. Биогеохимическая концепция биосферы В. И. Вернадского. Социально-экологическая стратегия природопользования Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации (Н. В. Тимофеев-Ресовский, Н. Н. Моисеев). Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа» и сценарии возможного будущего.
2.2. Философское осмысление проблемы развития. Диалектика и синергетика
Бытие и время. Динамическая организация бытия. Движение и развитие как атрибуты бытия. Проблема прогресса. Основные модели развития. Развитие и детерминизм.
Развитие эволюционных представлений в ествествознании и социальных науках. Концепция глобального эволюционизма как новый образ динамической организации Универсума.
Понимание диалектики в истории философии: онтологический, гносеологический и логический аспекты диалектики. Идея динамизма бытия в различных формах диалектической философии.
Диалектика как философская теория развития. Принципы, законы и категории диалектики. Исторические формы диалектики. Современные дискуссии о значении диалектики. Особенности социальной диалектики.
Диалектика и синергетика. Синергетика как новое видение организации бытия. Основные принципы синергетики и ее роль в постижении бытия. Роль синергетики в осмыслении процессов развития бытия.
3. Философская антропология
3.1. Проблема человека в философии и науке
Учение о человеке в структуре философского знания. Антропологическая триада: тело, душа, дух. Основные стратегии осмысления природы человека в классической философии. Натурализаторская интерпретация человека как природного существа. Разум как сущностная характеристика человека в рационалистических версиях философии. Философско-религиозная концепция человека и духовно-нравственные основания личности. Социологизаторская стратегия осмысления природы человека и марксистская концепция личности как совокупности общественных отношений.
Антропологический поворот в философии и постклассические версии учений о человеке. Экзистенциально-персоналистские концепции человека. Психоаналитическая интерпретация человеческого существования.
Проблема антропогенеза и антропосоциогенеза в философии и науке. Креационизм и эволюционизм как базовые версии антропогенеза. Философские концепции антропосоциогенеза: трудовая, игровая, психоаналитическая, семиотическая.
Феномен биосоциальной природы человека в современной философии и науке. Проблема соотношения биологического и социального в развитии человека.
Социокультурные модусы человеческого бытия. Понятие социализации, ее функции и институты. Деятельность как сущностная характеристика человека. Понятие и структура деятельности. Феномен коммуникации, ее в становлении и развитии личности. Типы коммуникации и их философское осмысление.
Экзистенциальные характеристики личности. Сущность и существование. Проблема свободы в философии. Проблема смысла жизни. Феномен смерти и бессмертия в философии и культуре.
3.2. Сознание человека как предмет философского анализа. Проблема искусственного интеллекта
Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии. Философские модели сознания в классической и постклассической традициях. Дилемма субстанциализма и функционализма в философских учениях о сознании. Экзистенциально-феноменологическая стратегия исследования сознания в постклассической философии.
Проблема генезиса сознания. Эволюционная парадигма в философии сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Сознание и психика животных. Культурогенез сознания.
Сознание и мозг. Сущность психофизиологической проблемы.
Феномен мысленного эксперимента в проблематике сознания.
Структура сознания. Сознание и бессознательное. Психоанализ о структуре сознания. Знания, эмоции, память, воля, воображение как компоненты сознания. Чувственно-эмоциональный, интуитивно-волевой и рационально-дискурсивный уровни сознания.
Сознание и самосознание. Сознание и язык. Индивидуальное и общественное сознание.
Искусственный интеллект как философская проблема. Основные подходы к исследованию искусственного интеллекта в философии и науке. Тест Тьюринга. Феномен квалиа и проблема соотношения сознания и искусственного интеллекта. Морально-этические проблемы в развитии искусственного интеллекта. Феномен «моральной машины». Идеи постгуманизма в современной философии.
4. Теория познания и философия науки
4.1. Многообразие форм познания и проблема истины в философии
Специфика познавательного отношения человека. Познание и знание как предмет гносеологии и эпистемологии. Проблема субъекта и объекта познания. Интерпретации познания как субъект-объектного и субъект- субъектного отношения. Познание как деятельность. Роль практики в познании. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Взаимосвязь чувственного и рационального познания. Рассудок и разум. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Знание и вера.
Познание как постижение истины. Проблема истины в античной философии. Гносеологический релятивизм софистов, связь истины и добродетели, классическая концепция истины Аристотеля. Концепция двух истин в Средневековье. Проблема истины в философии марксизма. Научная истина и ее критерии. Концепции истины в современной философии (когерентная, прагматическая, конвенциональная). Истина и ценность.
4.2. Наука и ее социокультурный статус
Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт. Специфика научной деятельности, субъекта, средств и методов, объекта научного познания. Уровни организации научного исследования: эмпирический и теоретический. Особенности научного знания, критерии научности, основные формы научного знания (факт и теория). Институционализация науки, малая и большая наука.
Наука в ее историческом развитии. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Особенности научно-технической революции в ХХ в. Функции науки в индустриальном, постиндустриальном и информационном обществе. Сциентизм и антисциентизм.
Научное и вненаучное знание. Феномен лженаучного и паранаучного знания в современном обществе. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности. Гуманитарные параметры современной науки.
4.3.Философия в профессиональной деятельности специалиста
Взаимосвязь философии и медицины. Проблема философского мышления в медицине. Специфика медицинского научного познания. Особенности объекта и предмета медицины. Своеобразие субъект-объектных отношений в медицинском познании. Особенности метода и познавательных средств в медицинском познании.
Становление и развитие научной рациональности в медицине. Дофилософские картины мира и становление медицинского знания (прамедицина). Античная философская рациональность и медицина как «сестра философии». Символичность средневекового мышления и медицина. Возникновение дисциплинарного естествознания и особенности развития медицинского знания. Философские аспекты развития медицинского научного познания в период неклассической науки конца 19 – первой половины 20 века. Медицина и постнеклассическая наука. Медицина и проблема поиска нового типа научной рациональности. Усиление социально-гуманитарной компоненты в современном медицинском научном знании. Возможности и перспективы междисциплинарной методологии в медицине. Проблема социокультурной обусловленности понятий «болезнь», «здоровье», «норма» и «патология».
Специфика клинического мышления, требования к нему и пути формирования. Стиль мышления в медицине. Медицина и техника. Медицина в ракурсе информационно-компьютерной революции.
Медицина в системе социальных ценностей. Медикализация как новый социокультурный фактор в жизни людей. Духовно-ценностные основания и этические проблемы медицинского познания и деятельности. Биоэтика, медицинская этика и деонтология. Роль и значение философской культуры в медицине.
Культура здорового образа жизни как ценность идеологии белорусского государства.
5. Социальная философия
5.1. Общество как развивающаяся система
Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.
Общество как система: сущность системного подхода к рассмотрению общества. Понятие социальной структуры и проблема выбора системообразующего элемента социума.
Этносоциальная структура общества. Исторические типы этносоциальных общностей и их специфические черты. Поселенческая структура общества. Город как цивилизационный феномен. Феномен урбанизации в современном мире.
Сущность социально-классового подхода. Понятие и основные признаки социального класса в марксизме. Понятие «нового класса» в обществознании. Социально-классовая структура современного общества.
Современные концепции социальной стратификации. Понятие социальной страты. Типовые модели вертикальной и горизонтальной стратификации. Социальная мобильность и ее виды. Социальная мобильность и феномен «открытого общества». Сетевая модель социальной структуры и современные тенденции социодинамики.
Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальной динамики: геоклиматический, демографический, технико-технологический и др. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в социальной философии. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике. Концепция ненасилия и социальные реформы в современных технологиях социодинамики.
Понятие субъекта исторического процесса. Феномен массового общества. Концепции элит в современной социальной философии.
5.2. Перспективы и риски современной цивилизации
Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный).
Техника и ее роль в истории цивилизации. Понятие техники и технологии. Система хозяйствования и ее историческая динамика. Понятие и структура способа производства. Социальные последствия научно- технического прогресса.
Риск как социальный феномен. Возможности «приемлемого риска» в социальных действиях.
Глобализация как предмет социально-философского анализа. Проблемы и риски потребительского общества.
Феномен информационного общества. Риски виртуальной реальности: обилие некачественной информации, проблема информационного неравенства, проблемы адаптации человека к виртуальной реальности.
Глобальное насилие, включающее в себя терроризм, его социальные корни, источники. Современные войны, их опасность для человека. Различные формы насилия, осуществляемые с помощью виртуальной сети. Проблема безопасности на разных уровнях социальной реальности.
Демографические опасности и риски. Глобальная пандемия как новая социальная опасность, ее последствия.
Перспективы развития цивилизации и современные стратегии социодинамики.
5.3. Беларусь в современном цивилизационном процессе
Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно- национальной идентичности в современном мире. Восточнославянская цивилизация между Западом и Востоком.
Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире. Проблема социокультурной идентификации человека в современном обществе. Общечеловеческие ценности и универсальные ценности современного гуманизма. Новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества и формы их философского осмысления.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
Дневная форма получения образования
№п/п |
Название раздела, темы |
Количество аудиторных часов |
Самостоятельная работа |
Формы контроля знаний |
||
Всего |
Лекции |
Семинары |
||||
1. |
Становление и развитие философии |
18 |
10 |
8 |
16 |
|
1.1. |
Философия и мировоззрение |
2 |
2 |
– |
2 |
1-13 |
1.2. |
Генезис философского знания. Основные направления философии |
12 |
6 |
6 |
10 |
1-13 |
1.3. |
Философская мысль Беларуси |
4 |
2 |
2 |
4 |
1-13 |
2. |
Философское осмысление проблем бытия |
8 |
4 |
4 |
8 |
|
2.1. |
Онтология и философия природы |
4 |
2 |
2 |
4 |
1-13 |
2.2. |
Философское осмысление проблемы развития. Диалектика и синергетика |
4 |
2 |
2 |
4 |
1-13 |
3. |
Философская антропология |
8 |
4 |
4 |
8 |
|
3.1. |
Проблема человека в философии и науке |
4 |
2 |
2 |
4 |
1-13 |
3.2. |
Сознание человека как предмет философского анализа. Проблема искусственного интеллекта |
4 |
2 |
2 |
4 |
1-13 |
4. |
Теория познания и философия науки |
10 |
4 |
6 |
10 |
|
4.1. |
Многообразие форм познания и проблема истины в философии |
4 |
2 |
2 |
4 |
1-13 |
4.2. |
Наука и ее социокультурный статус |
4 |
2 |
2 |
4 |
1-13 |
4.3 |
Философия в профессиональной деятельности специалиста (вариативный компонент) |
2 |
– |
2 |
2 |
1-13 |
5. |
Социальная философия |
10 |
4 |
6 |
12 |
|
5.1. |
Общество как развивающаяся система |
4 |
2 |
2 |
6 |
1-13 |
5.2. |
Перспективы и риски современной цивилизации |
4 |
2 |
2 |
4 |
1-13 |
5.3. |
Беларусь в современном цивилизационном процессе |
2 |
– |
2 |
2 |
1-13 |
|
Всего: |
54 |
26 |
28 |
54 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
Заочная форма получения образования
№п/п |
Название раздела, темы |
Количество аудиторных часов |
Самостоятельная работа |
Формы контроля знаний |
||
Всего |
Лекции |
Семинары |
||||
1. |
Становление и развитие философии |
4 |
2 |
2 |
30 |
|
1.1. |
Философия и мировоззрение |
4 |
1-13 |
|||
1.2. |
Генезис философского знания. Основные направления философии |
14 |
1-13 |
|||
1.3. |
Философская мысль Беларуси |
12 |
1-13 |
|||
2. |
Философское осмысление проблем бытия |
1,5 |
1 |
0,5 |
13 |
|
2.1. |
Онтология и философия природы |
6 |
1-13 |
|||
2.2. |
Философское осмысление проблемы развития. Диалектика и синергетика |
7 |
1-13 |
|||
3. |
Философская антропология |
1,5 |
1 |
0,5 |
13 |
|
3.1. |
Проблема человека в философии и науке |
6 |
1-13 |
|||
3.2. |
Сознание человека как предмет философского анализа. Проблема искусственного интеллекта |
7 |
1-13 |
|||
4. |
Теория познания и философия науки |
3 |
2 |
1 |
20 |
|
4.1. |
Многообразие форм познания и проблема истины в философии |
7 |
1-13 |
|||
4.2. |
Наука и ее социокультурный статус |
7 |
1-13 |
|||
4.3 |
Философия в профессиональной деятельности специалиста (вариативный компонент) |
6 |
1-13 |
|||
5. |
Социальная философия |
2 |
– |
2 |
20 |
|
5.1. |
Общество как развивающаяся система |
10 |
1-13 |
|||
5.2. |
Перспективы и риски современной цивилизации |
6 |
1-13 |
|||
5.3. |
Беларусь в современном цивилизационном процессе |
4 |
1-13 |
|||
|
Всего: |
12 |
6 |
6 |
96 |
|
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Учебники и учебные пособия:
- Философия : учебное пособие / [А. И. Зеленков и др.] ; под редакцией А. С. Лаптенка. – Минск : РИВШ, 2022. – 322 с. – (Социально-гуманитарный цикл. Базовый компонент).
- Алексеев, П. В. Философия в схемах и определениях. Учебное пособие. − М.: Проспект, 2019. – 112 с.
- Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта: учеб. пособие / Д. Антисери, Д. Реале. – СПб., 2002.
- Барковская, А.В. Философия: ответы на экзаменационные вопросы / А.В. Барковская, Е.В. Хомич. – Мн.: ТетраЛит, 2018. – 2-е изд. – 176 с.
- Григорян, Ю. Х. Предмет философии – качество преобразования. М.: Весь мир, 2018. – 192 с.
- Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. – М., 2015.
- Ильин, В. В., Губман, Б. А., Лебедев, С. А. Введение в философию.
- Учебное пособие. М.: Проспект, 2019. – 368 с.
- История философии: Запад – Россия – Восток: учебник для студентов вузов: в 2 кн. – М., 1995. – Кн. 1.: Философия древности и средневековья.
- Квятковский, Д. О. Философия. Курс для бакалавров. М.: Университетская книга, 2016. – 268 с.
- Кулик, С.П. История философии: Учебное пособие для студ. медицинских специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / С.П. Кулик, Н.У. Тиханович. Издание 2-е, переработанное. − Витебск, 2009.
- Миронов, В. В. Философия с иллюстрациями. М.: Проспект, 2020. – 432 с.
- Руденко, А. М., Самыгин, С. И., Минасян, Л. А. Философия. Конспект лекций. М.: Феникс, 2019. – 253 с.
- Семенов, А. Н. Занимательная философия. М.: Рипол-Классик, 2020. – 447 с. Философия во множественном числе [Степин, В. С., Ойзерман, Т. И., Карпенко, А. С. и др.]. М.: Академический проект, 2020. – 529 с.
- Философия. Краткий курс. Учебное пособие. М.: Окей-Книга, 2019. – 158 с. Философия: учебник для студентов учреждений высшего образования / Ч. С. Кирвель [и др.]. – Минск, 2015.
- Философия: учеб. пособие / Я. С. Яскевич, В. С. Степин, Б. Г. Юдин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – 2-е изд., перераб. – Минск:, 2016.
- Философия: учебник / В. Д. Губин. – М., 2017.
- Философия: учебник для студентов высших учебных заведений / В. В. Миронов [и др.]. – М., 2011.
- Философия: учебно-методический комплекс / А. И. Зеленков, В. В. Анохина, А. П. Ждановский [и др.]; под ред. А. И. Зеленкова. – Мн., 2003.
- Философия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / [В. К. Лукашевич и др.]. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2012. – 461, [2] с.
- Философия: курс лекций / Л. Е. Лойко. – Минск: Академия МВД, 2011. – 245 с.
- Философия: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / М. А. Слемнев, А. Б. Демидов, Э. И. Рудковский. – 2-е изд. – Витебск: ВГУ, 2015. – 258 с.
- Социальная философия: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по философским и социологическим специальностям / Ч. В. Кирвель, О. А. Романов. – 2-е изд., доработанное. – Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 494, [1] с. – (ВУЗ)
- Антология мировой философии: В 4–х тт. – М., 1969–1972.
- Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – М., 1997. Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля. – М., Харьков: Фолио, 1999.
- Древнеиндийская философия. Начальный период. – М., 1972.
- Древнекитайская философия: собрание текстов: в 2 т. – М., 1972–1973. Западная философия: итоги тысячелетия: антология. – М., 1997.
- Мир философии. Ч. 1–2. – М., 1991.
- Путь в философию: антология. – М., 2001
- Философия. Практикум: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / [Г. И. Малыхина и др.]. – Минск : БГУИР, 2017. – 292 с.
- Философия: практикум для студентов ФФСН БГУ. В 2–х ч. / Авт.–сост.: Е.В. Хомич, Д. Г. Доброродний. Белорусский государственный университет. Минск, 2012.
- Хрестоматия по философии. Учеб. пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д., 2002.
- Новая философская энциклопедия: в 4–х тт. – М., 2010. Новейший философский словарь. – Мн., 2003.
- Русская философия : энциклопедия / [науч.–ред. П. П. Апрышко, П. Поляков] ; под общ. ред. М. А. Маслина. – Москва : Алгоритм, 2007. – 734 с.
- Современная западная философия: Словарь. – М., 1991. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.
Хрестоматии и антологии:
Информационно-справочные издания:
Дополнительная:
Раздел 1. Становление и развитие философии
- Абдзіраловіч, І. Адвечным шляхам: Даследзіны беларускага светапогляду / І. Абдзіраловіч. – Мінск, 1993.
- Аблеев, С. Р. История мировой философии. М.: Юрайт, 2016. – 318 с.
- Исповедь: перевод / Аврелий Августин. История моих бедствий / Абеляр П. – М., 1992.
- Адо, П. Что такое античная философия? / П. Адо. – М., 1999. Аналитическая философия / А. Ф. Грязнов. – М., 2006.
- Анохина, В. В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии: учеб. – метод. комплекс / В. В. Анохина. – Минск, 2006.
- Аристотель. Вторая аналитика. Сочинения. – Т. 2. – М., 1978.
- Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М., 1999.
- Барсук, И.А. Философия: практикум / И.А. Барсук, И.Л. Васильева. – Минск : РИВШ, 2014. – 92 с.
- Бердяев, Н. А. Русская идея. О России и русской философской культуре / Н. А. Бердяев. – М., 1990.
- Бэкон, Ф. Новый Органон наук / Франциск Бэкон Веруламский. Фрэнсис Бэкон / А. Л. Субботин. – М., 2016.
- Виндельбанд, В. Что такое философия / В. Виндельбанд // Избранное: Дух и история. – М., 1995.
- Вирилио, П. Информационная бомба. Стратегия обмана/ П. Вирилио / Перевод И.Окуневой. – М: ИТДГК «Гнозис», Фонд научных исследований «Прагматика культуры, 2002.
- Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн. – М.: Канао+тРООИ «Реабилитация», 2017. –288 с.
- Витгенштейн Л. Философские исследования / Л. Витгенштейн. – М: АСТ, Астрель, 2010. – 347.
- Гадамер, Х.–Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х. Г. Гадамер. – М., 1988.
- Гартман, Н. Старая и новая онтология / Н. Гартман // Историко- философский ежегодник. – М., 1988.
- Гегель, Г.В.Ф. Наука логики // Энциклопедия философских наук / Г. В. Ф. Гегель. – Т. 1. – М., 1974.
- Горфункель, А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения / А. Х. Горфункель. – М., 1977.
- Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. – М., 1986.
- Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль // Вопросы философии. –1992. – No4.
- Гутнер, Г. Б. Философия Античные мыслители. Учебник. М.: Академический проект, 2016. – 344 с.
- Декарт, Р. Рассуждение о методе / Р. Декарт. – М., 2011.
- Деррида, Ж. О грамматологии. – М.: Ad Marginem, 2000.
- Диоген Лаэртский // О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.
- Зеньковский, В. В. История русской философии. В 2-х т. / В. В. Зеньковский. – Л., 1991.
- Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин. – М., 1996.
- История современной зарубежной философии: компаративистский подход. Т. 1-2. – СПб., 1998.
- История философии : учеб.–метод, пособие / А.А. Легчилин [и др.]; под ред. А.А. Легчилина, И.И. Лещинской. – Минск: БГУ, 2015. – 247 с.
- Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука / И. Кант // Собр. соч. в 8 т. – Т. 4. – М., 1994.
- Камю, А. Миф о Сизифе / А. Камю // Калигула: сборник: [перевод с французского]. – М., 2007.
- Козловски, П. Культура постмодерна / П. Козловски. – М., 1997.
- Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М., 1975.
- Кассирер, Э. Жизнь и учение Канта / Э. Кассирер. – СПб., 1997.
- Кессиди, Ф. Х. От мифа к логосу / Ф. Х. Кессиди. – М., 1972.
- Коплстон, Ф. Ч. История средневековой философии / Ф. Ч. Коплстон. – М., 1997.
- Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. ЛевиСтрос. – М., 1985. Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин // Полн.собр. соч. – Т. 18. – М., 1968.
- Лещинская, И.И. Философия Нового времени: пособие. В 2 ч. Ч. 1. XVII век / И.И. Лещинская. – Минск: БГУ, 2016. – 151 с.
- Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна. – СПб: Алетейя, 2015. – 159 с. Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. – М., 1982.
- Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. – М., 2011. Лукьянов, А. Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия / А. Е. Лукьянов. – М., 1992.
- Майоров, Г. Г. Формирование средневековой философии / Г. Г. Майоров. – М., 1979.
- Майхрович, А. С. Янка Купала и Якуб Колас: Вопросы мировоззрения / А. С. Майхрович. – Минск, 1987.
- Макиавелли, Н. Избранные сочинения / Н. Макиавелли. – М., 1982.
- Мамардашвили, М. К., Соловьев, Э. Ю., Швырев, В. С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. Философия и наука. – М., 1972.
- Маркс, К. К критике политической экономики. Предисловие / К. Маркс Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Т. 13. – М, 1959.
- Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2–е изд. – Т. 3. – М, 1955.
- Мор, Т. Утопия / Т. Мор. – М., 1978.
- Нанси, Ж.–Л. Бытие единичное множественное/ Ж.–Л. Нанси// Пер. с фр. В.В. Фурс; под ред. Т.Н. Щитцовой. – Мн.: Логвинов, 2004.
- Нацыянальная філасофія Беларусі: тэорыя, архелогія, гісторыя, генеалогія, школа / Валерый Евароўскі. – Мінск, 2014.
- Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. – М., 1995.
- Падокшын, С. А. Беларуская думка ў кантэксце гісторыі і культуры / С. А. Падокшын. – Мінск, 2003.
- Платон. Пир // Сочинения. – Т. 2. – М., 1970.
- Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М., 1983.
- Пржиленский, В. И. Современная философия. Интеллектуальные технологии XXI века. Учебник. М.: Проспект, 2020. – 336 с
- Рикер, П. Герменевтика. Этика. Политика / П. Рикер. – М., 1995. Румянцева, Т. Г. Немецкий идеализм: от Канта до Гегеля : учеб. пособие / Т.Г. Румянцева. – Минск : Вышэйшая школа, 2015. – 271 с.
- Русский космизм. Антология философской мысли. – М., 1993.
- Сартр, Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж. П. Сартр // Сумерки богов. – М., 1989.
- Скарына, Ф. Прадмовы і пасляслоўі / Ф. Скарына. – Мінск, 1969.
- Соболева, М.Е. Философская герменевтика. Понятия и позиции. М.: Академический проект, 2014. – 151 с.
- Степанович, В.А. История философии. Курс лекций в 2–х томах. Том 1.
- Исторические типы классической философии. М. : Прометей, 2018. – 458 с.
- Степанович, В.А. История философии. Курс лекций в 2–х томах. Том 2.
- Неклассическая философия XIX–XX веков. М. : Прометей, 2018. – 380 с.
- Степин, В. С. Философская антропология и философия науки / В. С. Степин. – М., 1992.
- Степин, В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. – М. : «Прогресс– Традиция», 2000. – 744 с.
- Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М., 1986.
- Философия эпохи постмодерна. – Мн., 1996.
- Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1990. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. – Киев, 1996.
- Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М., 1997.
- Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. Сборник переводов.– М.:Прогресс,1988.
- Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. – М., 1992.
- Хоркхаймер, М. Диалектика Просвещения / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. СПб., 1997.
- Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Ф. Энгельс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2–е изд. – Т. 21. – М., 1961.
- Аристотель. Метафизика. Соч.: В 4–т. – Т. 1. – М., 1976.
- Ахутин, А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура») / А. В. Ахутин. – М., 1988.
- Барковская, А. В. Антропосоциальная парадигма в философии природы / А. В. Барковская. – Минск, 2000.
- Борзенко, И.М. Ноосферный гуманизм. М. : Академический проект, 2015. – 526 с.
- Борисов, Е.В. Основные черты постметафизической онтологии/Е.В. Борисов. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2009. – 120 с.
- Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. – М., 1989. Гадамер, Х. Г. Загадка времени / Х. Г. Гадамер. – М., 2016.
- Гайденко, П. П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века / П. П. Гайденко. – М., 1997.
- Губин, В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии / В. Д. Губин. – Минск, 1998.
- Данилов–Данильян, В. И., Лосев, К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие / В. И. Данилов–Данильян, К. С. Лосев. – М., 2000.
- Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической и западноевропейской философии / А. Л. Доброхотов. – М., 1986.
- Зеленков, А. И. Водопьянов, П. А. Динамика биосферы и социокультурные традиции / А. И. Зеленков, П. А. Водопьянов. – Минск, 1987.
- Лобанов, С. Д. Бытие и реальность / С. Д. Лобанов. – М., 1999.
- Миронов, В.В. Философия: Введение в метафизику и онтология: Учебник / В. В. Миронов, А.В. Иванов – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 310 с.
- Моисеев, Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. – М., 1990.
- Основы онтологии: учеб. Пособие для студентов философских факультетов. – СПб., 1997.
- Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986.
- Руднев. В.П. Новая модель реальности М.: Изд-во «Высшая школа экономики», 2016 – 250 с.
- Синергетическая парадигма. – М., 2000.
- Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 2002. Философия природы в античности и в средние века. – М., 2000.
- Философия природы сегодня / Ред. И.К. Лисеев, В. Луговской. – М., Канон +, 2009. – 512 с.
- Хайдеггер, М. Что такое метафизика? / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М., 1993.
- Хрусталев Ю.М. Философия. Метафизика познающего разума. Учебник.
- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2019. – 384 с.
- Экологическая этика: учеб. пособие/Т. В. Мишаткина, С.П. Кундас, Р.Г. Апресян, А.В. Барковская [и др.; под общ. ред. С.П. Кундаса и Т.В. Мишаткиной. Минск: МГЭУим. А.Д. Сахарова, 2011. – 278 с.
- Антропологическая проблематика в западной философии. – М., 1991. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. – Москва:
- Добросвет: КДУ, 2009. – 389 с.
- Борко Т.И. Культурная антропология. М.: Юрайт, 2017. – 209 с.
- Брюнинг, В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние / В. Брюнинг // Западная философия: итоги тысячелетия. – Екатеринбург – Бишкек, 1997.
- Бубер, М. Проблема человека / М. Бубер // Два образа веры. – М., 1995. Васильев, В.В. Трудная проблема сознания / В. В. Васильев. – Москва:
- Прогресс–Традиция, 2009. – 269 с
- Гуревич, П. С. Философская антропология / П.С. Гуревич. – М.: Издательство «Омега–Л», 2012. – 607 с.
- Гуревич, П.С. Философское толкование человека. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. – 472 с.
- Деннет, Д. Насосы интуиции и другие инструменты мышления / Д. Деннет. – Москва: АСТ, Corpus, cop. 2019. – 572 с.
- Дубровский, Д. И. Проблема «сознание и мозг»: теоретическое решение / Д. И. Дубровский. – М., 2015.
- Ильенков, Э. В. Диалектика идеального / Э. В Ильенков. Философия и культура. – М., 1991.
- Киркегор, С. Болезнь к смерти // С. Киркегор // Страх и трепет. – М., 1993. Мамардашвили, М. К. Сознание как философская проблема /
- М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. – 1990. – No 10.
- Марков, Б.В. Философская антропология. Учебник для вузов / Б.В. Марков. – СПб.: Изд-во Питер. 2017 г. – 368 с.
- Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М., 1994.
- Михайлов, Ф. Г. Сознание и самосознание / Ф. Г. Михайлов. – М., 1991. Моторина, Л. Е. Философская антропология : учеб. пособие для вузов / Л.Е. Моторина. – М. : Инфра-М, 2017. - 234 с.
- Плеснер, Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию / Х. Плеснер. – М., 2004.
- Прист, С. Теории сознания / С. Прист. – М. : Дом интеллектуал. кн.: Идея пресс, 2000. –287 с.
- Портнов, А. Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии ХIХ–ХХ вв. / А. Г. Портнов – Иваново, 1994.
- Проблема человека в западной философии. – М., 1988.
- Раевская, Н.Ю., Лихтшангоф А.З., Микиртичан Г.Л. Философские проблемы человека и общества. Учебно-методическое пособие. М.: СпецЛит, 2019. – 496 с.
- Розин, В.М. Философия субъективности. М. : СФК-офис, 2011. – 380 с. Сознание в социокультурном измерении. – М., 1990.
- Страх. Страсти человеческие. Антология. – М., 1998.
- Тегако, Л. И. Современная антропология / Л. И. Тегако, А. И. Зеленков. – Минск, 2012.
- Трубников, Н. Н. О смысле жизни и смерти / Н. Н. Трубников. – М., 1996.
- Уилсон, Э. О. О природе человека / Э.О. Уилсон. – Москва : Кучково поле, 2015. – 349 с.
- Философская антропология: Актуальные понятия : учебное пособие : / Е. С. Черепанова и др.; под общей редакцией Е. С. Черепановой. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017. – 324 с.
- Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / З. Фрейд // Психоаналитические этюды. – Минск, 1990.
- Харари, Ю. Homo Deus : краткая история будущего / Юваль Ной Харари. - Москва : Синдбад, 2018. – 493 с.
- Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М., 2000.
- Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век.– М., 1995.
- Шелер, М. Формы знания и образование / М. Шелер // Избранные произведения. – М., 1994.
- Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. – М., 2000
- Это человек: Антология. – М., 1995.
- Юнг, К. Коллективное бессознательное / К. Юнг. – М., 1995.
- Автономова, Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность / Н. С. Автономова. – М., 1988.
- Ардаматский, Н.А. Клиническое мышление, его воспитание и совершенствование. Саратов, 1992.
- Бернал, Дж. Наука в истории общества / Дж. Бернал. – М., 1956.
- Бернадский Ю.И., Бернадская Г.П. Врач и больной в стоматологии – Киев: Здоровья, 1990.
- Биология и современность. М., 1990.
- Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского. - М.: Медицина, 1997.
- Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.
- Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. СПб., 1996.
- Гайденко, П. П. Научная рациональность и философский разум / П. П. Гайденко. – М., 2003
- Голстейн, М. Как мы познаем / М. Голстейн, И. Голстейн. – М., 1984.
- Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники: Учеб. пособие. М., 1998.
- Границы науки / под ред. Л. А. Маркова. – М., 2000.
- Гусев, Д.А. Популярная философия познания. – М.: Прометей, 2019. – 186 с.
- Жирнов, В.Д. Медицина – первая наука о человеке. – М.: URSS, 2016.
- Зеленков А.И., Водопьянов П.А. Динамика биосферы и социокультурные традиции. Мн., 1987.
- Ильин, В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В. В. Ильин. – М., 1993.
- Ильин, В.В. Теория познания. Критика инструментального разума. М.: Проспект, 2020. – 160 с.
- Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М., 2001.
- Касавин, И.Т. Антоневский, А.Ю., Стопярова, О.Е. Социальная философия науки. М. : Кнорус, 2020 – 414 с.
- Клиническое мышление: проблемы формирования и возможности развития / А.Г. Мингаирова. Е.Б. Павлинова, Н.Ю. Власенко [и др.] // Медицинский альманах. - 2017. -№ 2. - Т. 47. - С. 27-30.
- Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996.
- Кузьминов. Ою.М. Формирование клинического мышления и современные информационные технологии в образовании: монография / О.М. Кузьминов, Л.А. Пшеничных. Л.А. Крупенькина. - Белгород: ИЗд-во, 2012.
- Лебедев, С.А. Коськов, С.Н. Эпистемология и философия науки. Классическая и неклассическая. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2014. – 295 с.
- Лекторский, В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. – М., 2001.
- Лешкевич, Т. Г. Философия науки: учеб. пособие / Т. Г. Лешкевич. – М., 2005.
- Малеина М.Н. Человек и медицина в современном мире. М., 1995.
- Медицина – сестра философии // История философии: Учебное пособие для студ. медицинских специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / С.П. Кулик, Н.У. Тиханович. Витебск, 2009.
- Микешина, Л. А. Философия науки: учеб. пособие / Л. А. Микешина. – М., 2005.
- Научные и вненаучные формы мышления. – М., 1996.
- Новикова, О.В. Феномен рациональности в современной культуре: антропологическое и когнитивное измерения / О.В. Новикова, В.С. Сайганова // Философия и социальные науки. – 2014. – № 2. – С. 56-60
- Познание в социальном контексте. – М., 1994.
- Проблема истины в современной западной философии науки. – М., 1987. Проблема ценностного статуса науки на рубеже ХХI в. – СПб., 1999.
- Рассел, Б. Человеческое познание, его сфера и границы / Б. Рассел. – Киев, 1997.
- Сайганова, В.С. Историческая эпистемология: истоки и современное состояние / В.С. Сайганова // Журнал Белорусского государственного университета «Философия. Психология». – 2020. – № 3. С. 26-30.
- Степин, В.С. Человек. Деятельность. Культура / В.С. Степин. – СПб., 2018. Теория познания: в 4 т. – М., 1991–1995.
- Филатов, В. П. Наука и мир человека / В. П. Филатов. – М., 1990.
- Философия и методология науки: учеб. пособие для аспирантов и магистрантов / А.И. Зеленков [и др.]; под. ред. А.И. Зеленкова. – Минск, 2011.
- Фролов, И. Т. Этика науки / И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин. – М., 1986.
- Хрусталев, Ю.М. Философия для медицинских вузов (естественно-научный и социально-гуманитарный диалог): учеб.пособие / Ю.М.Хрусталев, Н.В.Кишкин. – Ростов н /Д: Феникс, 2016.
- Арон, Р. Избранное: Введение в философию истории / Р. Арон. – СПб., 2000.
- Бабосов, Е.М. Человек в социальных системах. – Минск: «Беларуская навука», 2013.
- Барулин, В. С. Социальная философия: учебник / В. С. Барулин. – М., 1999. Бауман, З. Глобализация: последствия для человека / З. Бауман. – М., 2004. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. – М., 2000. Бек, У. Что такое глобализация? / У. Бек. – М., 2001.
- Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – М., 1999.
- Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. – М., 1990.
- Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн. – СПб., 2001.
- Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Синергетика и теория социальной организации / В. В. Василькова. – СПб., 1999.
- Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избранные произведения. – М., 1990.
- Водопьянов, П. А. Великий день гнева: Экология и эсхатология / П. А. Водопьянов, В. С. Крисаченко. – Минск, 1993.
- Гаджиев К.С. Политическая философия и социология. М.: Юрайт, 2019. – 451 с.
- Гобозов, И. А. Социальная философия: учебник для вузов / И. А. Гобозов. – М., 2007.
- Гражданское общество: теория, история, современность. – М., 1999. Губин В.Д., Стрелков В.И. Философия истории. Учебное пособие. М.:
Раздел 2. Философское осмысление проблем бытия
Раздел 3. Философская антропология
Раздел 4. Теория познания и философия науки
Раздел 5. Социальная философия
Инфра–М, 20196. – 370 с.
- Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера земли / Л. Н. Гумилев. – М., 1991. Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. – М., 1995.
- Данилов-Данильян, В. И., Лосев, К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие / В. И. Данилов-Данильян. – М., 2000.
- Дильтей, В. Введение в науки о духе / В. Дильтей // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. – М., 2000.
- Доброхотов А. Философия культуры. Учебник для вузов. М.: Государственный университет Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2016. – 560 с.
- Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – СПб., 1996.
- Кастельс, Мануэль. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана; Гос. ун-т. высш. шк. / М. Кастельс экономики. – М., 2000.
- Кемеров, В. Е. Введение в социальную философию / В. Е. Кемеров. – М., 1996.
- Кирвель, Ч. С. Социальная философия: учеб. пособие / Ч. С. Кирвель, О. А. Романов. – 2-е изд., дораб. Минск: Вышэйшая школа, 2013.
- Козловски, П. Общество и государство: неизбежный дуализм / П. Козловски. – М., 1998.
- Коллингвуд, Дж. Р. Идея истории. Автобиография историка / Дж. Р. Коллингвуд. – М., 1982.
- Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. – М., 1992. Манхейм, К. Идеология и утопия / К. Манхейм.– М., 1993.
- Медоуз, Д. Х., Медоуз Д. Л., Рендерс Й. За пределами роста: предотвратить глобальную катастрофу, обеспечить устойчивое будущее / Д. Х. Медоуз. – М., 1994.
- Митрохин, Л. Н. Философия религии / Л. Н. Митррохин. – М., 1993.
- Момджян, К.Х., Антоновский, А.Ю. Бойцова, О.Ю. Социальная философия и философия истории. М.: Инфра-М, 2019. – 478 с.
- Момджян, К. Х. Введение в социальную философию / К. Х. Момджян. – М., 1997.
- Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.
- Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс // Х Ортега-и-Гассет // Дегуманизация искусства. – М., 1991.
- Парсонс, Т. О социальных системах / Т. О. Парсонс. – М., 2002.
- Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М., 1998.
- Римский клуб, юбилейный доклад «Старый Мир обречен. Новый Мир неизбежен!» – 02.01.2018. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://onr-russia.ru/sites/default/files/rimskiy_klub_yubileynyy_doklad_2017.pdf
- Сергейчик, М. Е. Философия истории / М. Е. Сергейчик. – СПб., 2002. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. – М., 1992.
- Социум, цивилизация, культура в исследовательских традициях классической и современной философии: пособие / А. И. Зеленков и [др.]; под ред. А. И. Зеленкова. – Минск, 2015.
- Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. – М., 2001. Степин, В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего. – М., 1996.
- Тойнби, А. Дж. Цивилизация перед судом истории / А. Дж. Тойнби. – СПб., 1995.
- Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. – М., 2001. Томпсон, М. Философия религии / М. Томпсон. – М., 2001
- Тоффлер, О. Третья волна / О. Тоффлер. – М., 1991.
- Уэбстер, Ф. Теория информационного общества / Ф. Уэбстер. – М., 2004. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998.
- Философия техники: история и современность. – М., 1997.
- Франк, С. Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. – М., 1992.
- Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – СПб., 2000.
- Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М., 2003. Чумаков А.Н., Иоселиани А.Д. Философские проблемы глобализации. М.:
Университетская книга, 2015. – 172 с.
- Шпенглер, О. Закат Европы: В 2 т. / О. Шпенглер. – М., 1993, 1998.
- Эйзенштадт, Ш. Революция и преобразование обществ / Ш. Эйзенштадт. – М., 1999.
- Яскевич, Я. С. Социальная философия: антиномии человеческого бытия / Я.С. Яскевич. – Минск, 2005.
- Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1994.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Время, отведенное на самостоятельную работу, используется студентами на:
проработку тем и вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение;
решение ситуационных задач и подготовку материалов, примеров из личной жизни на основе текстов предложенных для обсуждений на лекциях;
изучение основной и дополнительной литературы при подготовке к семинарскому занятию;
реферирование литературы по изучаемой тематике;
подготовку сообщений, докладов, рефератов, эссе и творческих работ и презентаций по изучаемой тематике;
выполнение учебно-исследовательских и творческих заданий;
подготовку к экзамену (дифференцированному зачету).
Основные методы организации самостоятельной работы:
В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:
технологии проблемного обучения; технология учебно-исследовательской деятельности; проектные технологии; коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); метод кейсов (анализ ситуации) и др.;
решение ситуационных задач;
реферативные сообщения;
выполнение и презентация творческих работ;
самостоятельная проработка нормативно-правовой документации, аналитических материалов и отчетов.
Контроль самостоятельной работы осуществляется в виде:
контрольной работы;
выполнения тестовых заданий;
обсуждения рефератов и творческих работ;
защиты учебно-исследовательских работ.
Методы (технологии) обучения. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:
технологии проблемно-модульного обучения;
технологии учебно-исследовательской деятельности;
проектные технологии;
коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы);
метод анализа конкретных ситуаций;
игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, имитационных играх, и др.
Для управления образовательным процессом и организации контрольно-оценочной деятельности используется рейтинговая система оценки учебной и исследовательской деятельности обучающихся, вариативные модели управляемой самостоятельной работы, учебно-методический комплекс. В целях формирования универсальных компетенций в практике проведения семинарских занятий используются методики активного обучения, дискуссионные формы.
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ДИАГНОСТИКИ
Для диагностики компетенций используется следующие формы:
Устная форма.
Письменная форма.
Устно-письменная форма.
Техническая форма.
К устной форме диагностики компетенций относятся:
1. Собеседование.
2. Доклад на конференции.
К письменной форме диагностики компетенций относятся:
3. Тестирование.
4. Контрольный опрос.
5. Контрольная работа.
6. Реферат и творческая работа.
7. Отчет по учебно-исследовательской работе.
8. Публикация статей, докладов.
К устно-письменной форме диагностики относятся:
9. Отчет по аудиторным практическим заданиям с их устной защитой.
10. Отчет по домашним практическим заданиям с их устной защитой.
11. Экзамен (дифференцированный зачет).
К технической форме диагностики компетенций относятся:
12. Выполнение заданий в системе дистанционного обучения.
13. Компьютерные тесты.